Прогрессивное человечество было знакомо с электрическими конденсаторами задолго до появления электроакустики и электроники. А потому не удивительно, что полная телефонная система, построенная на электростатическом принципе преобразования, была продемонстрирована на Парижской Электротехнической выставке ещё в 1881 году, то есть, за 40 лет до появления первого прототипа электродинамической головки. А дальше дело застопорилось: для нужд телефонии хватало угольных микрофонов и телефонных преобразователей, работающих по электромагнитному принципу (это как бы динамик «наоборот», катушка неподвижна, а двигается магнитопровод - стальная мембрана). Задача воспроизведения звуковых сигналов широкого спектра возникла лишь с появлением электроники, то есть, науки об электронных лампах.
Вскоре (то есть, в 20-х годах 20 века) появились конденсаторные микрофоны, которые заняли со временем ведущие позиции в студийной звукозаписи. С обратным преобразованием, то есть превращением электрических колебаний в звуковые, оказалось сложнее. С начала 20-х до 1935 года, преимущественно в Германии, были построены несколько моделей электростатических громкоговорителей (я буду пользоваться английской аббревиатурой - ESL). Алюминиевый статор, подвижная часть из металлизированной бумаги, поддерживаемой натянутыми шерстяными нитями, и изоляция из лака и вощёной бумаги - таковы основные «кирпичики» систем тех времён. Известно, что некоторые из них, в частности производимая серийно система Prismastatic, воспроизводили звук, особенно высокие частоты с довольно высоким качеством. Впрочем, в те времена высокочастотного «контента» не было, помимо шума микрофона и поверхностного шума грампластинок, так что продажи этой системы не пошли. А потом началась Вторая Мировая, и у человечества на первый план вышли другие заботы.
Попытки построения «электростатов» предпринимались и в послевоенные годы, однако, как стало ясно, по уровню нелинейных искажений образцы уступали «обычным», то есть, электродинамическим, системам, и интерес к ESL стал угасать. Однако, в 1953 году профессор Гарвардского университета F.V. Hunt опубликовал книгу, в которой рассматривались принципы построения ESL с высокой линейностью. Как оказалось, чтобы свести нелинейности к минимуму, излучатель должен работать по «двухтактному» принципу, иначе говоря, неподвижная часть излучателя (статор) должна располагаться с обеих сторон от ротора. И, что ещё важнее - поляризация на ротор должна подаваться не постоянным напряжением, а постоянным зарядом. На понятном для инженеров языке это значит, что источник поляризующего напряжения должен иметь высокое выходное сопротивление. (С той поры по этому принципу строятся все ESL - чтобы «зарядить» ротор им требуется несколько десятков секунд, и столько же времени преобразователь может работать без подпитки поляризующим зарядом.) Сразу же, начиная с 1953 года, совместные исследования по построению «электростатов» начали английские компании Ferranti Ltd и Acoustical Manufacturing Co., Ltd (последней из них принадлежала торговая марка QUAD). Понятно, что работы по созданию таких систем начались и по ту сторону Атлантики, и, в частности, в 1956 году с большим успехом прошла демонстрация ESL компании Goodmans. Однако до серийного производства свою разработку американцы не довели. Тогда как директор и основатель компании Acoustical Manufacturing, Питер Уокер (Peter J.Walker), в 1955 году продемонстрировал образец широкополосного ESL, который пошёл в серию в конце 1956 года и стал продаваться под обозначением ESL-57.
Между прочим, Питер Уокер никогда не делал секретов из устройства своих громкоговорителей. И в частности, ещё в 1955 году в публикации в журнале Wireless World он показал, что при условии обеспечения приемлемой чувствительности (соответствующей чувствительности обычных громкоговорителей), ширина полосы ESL не будет шире, чем 4 - 5 октав. Скажем, от 50 до 1000 Гц или от 1 до 20 кГц. А потому, широкополосные ESL QUAD, это, как минимум, двухполосные системы. В частности, в системе ESL-57 частоты от 1 кГц и выше излучает только средняя вертикальная «полоса» шириной 165 мм, а выше 7 кГц работает её центральная часть шириной 25 мм. В горизонтальной плоскости такой «твитер» обладает достаточно широкой характеристикой направленности, но по вертикали с этой позицией было не всё благополучно, по крайней мере, сбалансированный «верх» можно было услышать с расстояния от 2.5 метров. И хотя акустика ESL-57 находилась в производстве в течение 28 лет и явилась, несомненно, одной из самых заметных вех в истории hi-fi индустрии, Питер Уокер не остановился на достигнутом.
Начиная с модели ESL-63 (она появилась в 1981 году) высокочастотный излучатель «электростатов» QUAD строится по иному принципу. Он состоит из двух панелей, и в каждой из них излучающая часть состоит из 7 полуколец, образующих в сумме 7 концентрических колец. На все полукольца сигнал передаётся через аналоговую линию задержки, причём задержка увеличивается от центра к периферии. В плоскости излучателя фронт звуковой волны «выглядит» так, как будто за этой плоскостью на расстоянии 40 см находится точечный источник. Естественно, полностью избавиться от направленности не удаётся, но в пределах угла +/-20 градусов уровень остаётся постоянным во всём диапазоне. И теперь характеристики направленности не накладывают ограничений на минимальное расстояние до точки прослушивания. По этому принципу строились и строятся все последующие модели ESL QUAD. Если на минутку сбросить со счетов немаловажный (и существенный) прогресс в используемых материалах и технологиях, можно сказать, что все они являются модификациями модели ESL-63. Таким образом новое поколение «электростатов» перекрыло рекорд ESL-57, оно находится в производстве уже свыше 30 лет. Что тут скажешь? «Электростаты» QUAD - это акустика, которая существует вне времени.
С определённых пор акустика серии Reference (то есть, ESL) выпускается двух типоразмеров, с четырьмя, и с двумя басовыми панелями, Так что общее количество излучателей шесть или четыре. Соответственно, у первых из них (номер модели начинается цифрами 29) высота более солидная, чем у 28-х, и басовый диапазон несколько шире. В настоящее время серии ESL-12 и ESL-05 существуют как бы на равных, и отличаются друг от друга, главным образом, используемой элементной базой и цветовой отделкой. Присмотримся повнимательнее к модели ESL-2912.
Если многие из «электростатов» (скажем, Martin Logan) оптимально смотрятся в окружении металла, стекла и кирпичной кладки, дизайн ESL-2912 в большей мере рассчитан на традиционные интерьеры. В этом направлении работают и накладки из ценных пород дерева на верхнем ребре панели и боковинах базы. Панель довольно широкая, отношение высоты к ширине около 2. Если в моделях серии ESL-05 фактура тканевой отделки напоминает обивку дивана, то чёрная ткань моделей 12-й серии выглядит более строго. Основание корпуса, где располагается источник поляризующего напряжения, повышающий трансформатор и прочая электронная начинка лишено каких-либо украшений (кроме упомянутых накладок). Сзади кроме пары входных зажимов можно найти только розетку и выключатель питания. По традиции, все ESL с логотипом QUAD устанавливаются с небольшим (3 градуса) наклоном вверх. При массе 44 кг и размерах по фронту 147 х 69 см, системы ESL-2912 не пытаются раствориться в интерьере, напротив, они как формируют его, привлекая взоры слушателей.
Как оказалось, разыгрывается не только «обычная», но и электростатическая акустика. Наш экземпляр ESL-2912 не включали несколько месяцев, и первые полчаса системы играли скучновато, я даже начал экспериментировать с кабелями. А потом - ну, как будто, выключатель на задней стенке базы включился с задержкой в полчаса.
Чтобы оценить нижнюю частотную границу, ставлю запись с третьоктавными полосами розового шума [1] (список дисков в конце). Полоса 40 Гц воспроизводится со спадом по громкости, очень похожим на 3 дБ. Эту частоту и будем считать нижней границей. То есть, информативный бас система, безусловно, отыграет, но если вы предпочитаете музыку, построенную на басах, эта система вряд ли будет первым номером в вашем списке. С другой стороны, возможности других полнодиапазонных электростатических систем обычно не простираются ниже 50 Гц. Рельеф бас-гитары немного плотнее, чем мы привыкли, удар медиатора по струне немного отделяется от самой атаки - похоже, что сказывается виртуальный сдвиг ВЧ излучателя на 40 см назад. Для партии рояля басовитости вполне достаточно. В рояльной партии [2] акценты на верхней середине расставлены не совсем привычно, что, впрочем, не мешает почувствовать пульс живого инструмента.
Так называемого «эффекта вертикальных жалюзи», которым грешат некоторые «электростаты», я не заметил. На верхах характеристики направленности отчасти напоминают «обычную» систему с крупным твитером. Для оптимального тембрального баланса надо держаться в пределах +/-15 градусов вбок или столько же вверх. Вниз - можно отклоняться от оси больше. Но я неспроста сказал «напоминают отчасти». Когда отклонение от оси более значительно, в «обычных» системах верх огрубляется, у ESL-2912 лишь несколько меняются акценты, и на обычном (не тестовом) материале вы этого, скорее всего, и не заметите.