Винил ослабил популярность, снизил градус ажиотажа, сегодня он просто «игрок рынка». CD, напротив, забрал бывшую территорию hi-res форматов, которых выпущено не так много. С этих позиций — сегодня вкладываться в дорогие проигрыватели пластинок не перспективно, ну а совсем дешевые «пластики» неблагодарны, они дают слуху не более, чем плохо подзвученный живой концерт (см.выше). Как обычно, выигрывает техника «золотой середины». Один пример дан ниже.
Я постоянно подчеркиваю приоритет конструкции (сложности подвеса) тонарма в проигрывателе винила. В новой модели TEAC TN-550 тонарм именно охвачен прочным стабильным и потому безрезонансным «обручем», который позволяет инженеру подвесить тонарм наиболее корректно — правда, лучше всего, когда один «обруч» ходит внутри другого.
Убедиться, насколько поворот и вертикальный ход тонарма корректен, в нашем случае можно, поводя рукой тонарм вперед-назад и вверх-вниз. В данном случае ощущаем полное отсутствие люфта и одновременно отсутствие тормоза — тонарм легок и свободен, но четко держится в точке поворота. Идеально для пластинки, которую будет проигрывать. Это значит, что динамика бороздок будет передаваться иглой на магнитные индукторы головки именно так, как это происходило при нарезке матрицы диска.
«Безрезонансный» — не значит совершенно без резонансов, но лишь с «полезными» резонансами, поскольку никому в истории еще не удалось отсечь благополучно одно от другого. К счастью, TEAC во всех моделях этого ряда использует мраморно-композитный «слоистый» стол/шасси и композитный (насколько мне сообщают ощущения) тонарм. Благо, что не голимый пластик или графит, которые испортили не один Пионер с Денонами. Лучше всех в свое время поступила Сони, открыв углеволоконный композит для тонарма. TEAC не уточняет (из соображений авторских прав) свою формулу, но на углеволокно крайне похоже.
Разумеется, антискейт размечен для сферической иглы, и комплектная голова тут — современная АТ-100е, гибкая и чувствительная для аккуратного трекинга. Звучит современно аналитично холодновато, поскольку в добавок к традиционной конструкции парных поканальных магнитов тут катушки каналов разведены дальше обычного благодаря уплотнению их намотки. Умеет японская AudioTechnica работать!
Не беспокойтесь однако — тут аналитику балансирует конструкция стола. Она гасит излишки окраса, если и не может сообщить ему натурального тепла. Впрочем, я снова оговорюсь: определенное тепло (точнее, благодатную инерцию) вносит S-образная форма тонарма, где центр тяжести расположен корректно по центру, а сторонние колебания иглы доминируют над вертикальными. Сторонние как раз передают объем, стереораздел звуковых образов, азимут же подчеркивает глубину сцены.
Еще один важный фактор «утепления» звука аппарата — пассиковый привод. В отличие от прямого привода, пассик (в особенности данный плоский уретановый TEAC), а также и неизбежно задемпфированный каучуком двигатель, и еще — 16 мм акриловый диск… все вместе составляют «Комитет Охраны Тепла»… была такая инди-регге-группа в московской рок-лаборатории 80-х. Ведь в большинстве «престижных» дорогих «вертушек» все это есть металл, оттого там и звона больше.
Разумеется, как и везде на пассике без стробоскопа — здесь за стабильностью оборотов следит сервоконтроль. Обычно это кварц, здесь же своя разработка фирмы PRS3.
Пассиковый привод дает вам ощущение работы именно винила, а не CD. Это легкая еле заметная… не хочется говорить «фон» — аура. В прямоприводных моделях она тоже есть — такая жестковатая. Здесь это выражено как формальный показатель детонации 0,1%. Он очень формален — в древней модели пассикового Филипса было столько же, но там стояла уже не аура, а гул мотора, который мог поспорить с тихими партиями программы… Что выражено точнее — так это рокот: у TEAC это 67 дБ, а у того самого Филипса было 55.
TEAC TN-550 — аудиофильская и потому «ручная» по управлению модель, что означает меньше «звякающего» механизма внутри и больше пространства для мраморного стола. Это удобно еще и универсальной конструкцией площадки тонарма, которая в «ручных» моделях всегда приподнята и эффективно отсоединена от стола. Такой тонарм пользователь может самостоятельно сменить на любой подобный аудиофильский, если захочет. Автомат же — не более, чем удобство, и его фирмы не жалуют.
К статусу аппарата добавляет и вес 9 кг. И высокие (подстраиваемые!) ноги. И, разумеется, сменный шелл (держатель головки) типа SME. Подлинное удобство состоит в том, что — имея под рукой несколько шеллов с разными головами разного звучания — пользователь может разнообразить впечатления буквально «одной левой». Того же порядка — гнезда RCA на задней панели. Тем самым звуковой кабель можно разнообразить. Совет: не берите межблочный кабель. Для проигрывателя винила проводник кабеля должен быть тончайшим, поскольку нужно определенное сопротивление. Нужный вам кабель так и называется — фонокабель.