Взять, к примеру, акустическое оформление НЧ-динамика. Самый простой и распространённый вариант – фазоинвертор, но он же – и самый компромиссный с точки зрения качества звучания. Если заменить порт фазоинвертора пассивным радиатором, звучание станет значительно лучше, но и это не предел мечтаний. Наиболее грамотный вариант – закрытый ящик, но он же и самый сложный в проектировании и реализации: необходим достаточно большой и жёсткий корпус, надёжный динамик, мощный усилитель и т.д.
Традиционно считается, что усилитель класса D, работающий в режиме широтно-импульсной модуляции, немного уступает каноническим классам А и АВ в музыкальности, при этом очевидно превосходя их в мощности. Но применительно к сабвуферу, где усилителю приходится работать не с комплексной реактивной нагрузкой из кучи динамиков и разделительных фильтров, а с понятной резистивной нагрузкой «в лице» звуковой катушки, класс D совершенно уместен и порой даже желателен.
Коммутационное и управляющее оснащение сабвуфера – отдельная история. Проводное и беспроводное подключение, линейное и высокоуровневое, балансное и небалансное, не говоря уже про различные транзиты – всё это может пригодиться в различных вариантах инсталляции. Всевозможные фильтры, параметрические эквалайзеры, регулировка фазы сигнала, дистанционное управление этими функциями существенно увеличивают гибкость настройки сабвуфера применительно к различным вариантам акустической обстановки в помещении прослушивания. Но где же взять всё это богатство?
В 1990 году Ричард Эдмунд Лорд основал специализированную компанию по производству сабвуферов, назвав ее первыми буквами своего имени. В 2005 году он продал ее Джону Хантеру, возглавляющему REL и по сей день. В ознаменование четвертьвекового юбилея этого прославленного производителя, была разработана модель с говорящим названием No.25, о которой хотелось бы поговорить поподробнее.
Внешность аппарата, на первый взгляд, традиционна – это приземистый ящик с динамиком на лицевой панели. Однако же, как говаривал ещё Гюстав Флобер, «Le bon Dieu est dans le detail» («Бог таится в деталях»), а тут как раз именно этот случай.
Начать с того, что ящик кажется типичным только на картинке, а по факту при высоте в полметра и ширине с глубиной в ¾ метра он больше напоминает положенный на заднюю стенку комод, по крайней мере – в плане габаритов. Что же до его геометрии, то это скорее поперечный срез корабельного корпуса, в аккурат – вдоль шпангоутов: его боковые стенки непараллельны и криволинейны, что обеспечивает эффективное подавление внутренних стоячих волн.
Корпус изготовлен из листов MDF австралийского производства толщиной 30 мм и дополнительно усилен вставками из массива древесины, оттого неудивительно, что его масса составляет внушительные 78 кг.
Динамик калибром в 15 дюймов, оснащён диффузором из углеволокна, а его ход составляет целых 100 мм, обеспечивая нижнюю граничную частоту в 14 Гц по уровню -6 дБ. Киловаттный широтно-импульсный усилитель использует технологию NextGen3, естественно, что коммутационно-управляющее оснащение исчерпывающе, включая фирменный пульт дистанционного управления в металлическом корпусе с карбоновой верхней панелью.
Но, пожалуй, самая главная фишка этого аппарата – возможность построения с его помощью так называемых линейных массивов. Кстати говоря, именно со знакомства Джона Хантера с этой технологией в далеком 1981 году и началось его увлечение качественным басом. В ультимативном варианте полдюжины «двадцать пятых» устанавливаются друг на друга в две стойки по три аппарата в каждой. При этом в зависимости от высоты поканальные пары отвечают за разные диапазоны НЧ, от самого глубокого баса до границы с АЧХ колонок, тем самым задавая этому регистру не только громкость и качество, но и пространственные характеристики.
Ну и не забываем про регулируемую подсветку днища, обеспечивающую фактически эффект парения корпуса в затемненных помещениях!
Источник: blog.barnsly.ru, октябрь 2017, Максим Семейкин