Поделиться с друзьями

Появившись в середине прошлого века AV-ресивер – усилитель со встроенным приемником (receiver) – в последние годы буквально воцарился на рынке Hi-Fi-электроники, как центральное звено и важнейший компонент практически любой аудиосистемы, высококлассного домашнего кинотеатра, мультимедийного или игрового комплекса.


Что такое AV-ресивер

Причина популярности AV-ресивера заключена в его всепоглощающей универсальности. Он выполняет многочисленные функции: усилитель мощности для многоканальной акустики, коммутационный центр, предусилитель аналоговых сигналов, селектор источников (от BluRay и DVD до компьютера), AV-процессор c декодерами цифровых HD-форматов, эквалайзер с автоматической настройкой через измерительный микрофон, фонокорректор для проигрывателя грампластинок, радиоприемник, сетевое устройство, мультирум-система для озвучивания нескольких помещений…

Выбор столь сложного электронного устройства – непростая задача, не только потому, что многим из нас не хватает времени и желания разбираться с малопонятными характеристиками. Неопределенность при выборе усугубляется изобилием представленных на рынке функционально схожих моделей от разных производителей, ценового разнообразия, «мифов и легенд», которые сопровождают Hi-Fi-бренды. 

Аудиолюбители обычно рекомендуют послушать предварительно собранную систему на предмет субъективной оценки качества звучания. Конечно, иметь, собственное мнение – хорошо, но реализовать такой рецепт удается далеко не всегда. Короче говоря, чтобы покупка состоялась, требуются не только деньги… 

Возьмем на себя смелость дать строителю домашнего кинотеатра несколько ключевых советов, которые помогут выделить наиболее важные критерии для выбора AV-ресивера. Надеемся, эта информация будет полезна и начинающим, и «квалифицированным» покупателям!

Сколько стоит AV-ресивер?

Первое знакомство с рынком AV-ресиверов дает, по крайней мере, двадцатикратный разброс цен – от 5 до 100 тысяч рублей. Отбросив крайности, в этой вилке выделим три ценовых сегмента

  • начальный уровень или Entry Level Hi-Fi (самые доступные модели стоят 7500–15000 руб. – «выбор по цене»)
  • оптимальная покупка по критерию «качество/цена» (15000–30000 руб.) 
  • и «перспективное вложение денег» (30000–60000 руб.).

При строительстве домашнего кинотеатра (часто – первого и единственного) большинство типичных задач решают доступные, потому – популярные, AV-ресиверы. Однако многие справедливо полагают, что оптимальное приобретение отвечает критерию «качество/цена», поэтому готовы заплатить больше, чтобы быть спокойным относительно обобщенного понятия «качество». Некоторые состоятельные покупатели по привычке «защищаются от будущего» деньгами, выкладывая полсотни тысяч за классный AV-ресивер. А Вам какой подход ближе?

Сколько каналов достаточно?

Если не рассматривать 2-канальные стереоресиверы, которые, тем не менее, на рынке представлены, выясняется: современные модели могут иметь «на борту» 5, 6, 7, 9 и даже более каналов усиления.

При том, что формат DVD родился и вырос на стандартах Dolby Digital и DTS, сегодня популярны не только 5.1-ресиверы. Чтобы привлечь покупателя к своей новой продукции, разработчики активно предлагают 7-канальные модели, обещая все блага перспективной мультиканальности, которая связана с массовым переходом на BluRay, где в записи может быть восемь звуковых дорожек (7.1-форматы). Причем отсутствие в коллекции таких записей – не повод отказываться от продвинутого AV-ресивера. Во-первых, пару «лишних» каналов можно переназначить для 2-полосного усиления фронтальных колонок по схеме Bi-Amping. Во-вторых, встроенный декодер легко превращает любую 5.1-запись в 7.1-звук – пожалуйста, стройте хоть THX-сертифицированный кинотеатр!

Наконец, AV-ресиверы с 7 и 9 каналами усиления могут служить в качестве мультирум-системы, которая в состоянии одновременно озвучить два-три помещения.

Итак, самое простое и экономичное решение – лаконичный «пятиканальник». Если амбиции высоки, а бюджет не очень ограничен, то – чем больше каналов, тем лучше. Оптимальным можно считать AV-ресивер с 7-канальным усилителем.

Мощность усилителя и акустика

Цифры легко сравнивать между собой, поэтому даже несведущий покупатель готов рассуждать о мощности с видом знатока. Действительно, 100 Вт больше (лучше?), чем 50... Эта важная характеристика усилителя на самом деле не так много говорит о качестве звучания. В типичном помещении с обычной акустикой громкое звучание достигается при подаче всего 10 Вт. Поэтому, сравнивая «стоваттные» усилители, мы лишь оцениваем их потенциал, способность запасать электроэнергию.

Многие пытаются соотнести цифры выходной мощности AV-ресивера с данными, указанными на акустических системах, полагая, что слишком большая мощность усилителя представляет опасность для колонок. Отнюдь! Здесь, как с двигателем в автомобиле: чем больше мощность «движка», тем легче маневрировать. Кроме того, осторожничая, можно получить обратный эффект! «Слабый» усилитель, работающий на «сильную» акустику, при чрезмерном увеличении громкости генерирует искажения в неслышимом ультразвуковом диапазоне, которые могут «сжечь» ВЧ-динамик. Такое гораздо реже случается с «сильными» усилителями и «слабой» акустикой.

Для многоканального усилителя важны способность выдерживать большой ток (лучшие модели – кратковременно до 50 А), устойчивость работы с акустикой 4–6 Ом, коэффициент демпфирования 50–200 единиц, нелинейные искажения на рабочей мощности менее 0,1%. Косвенно о качестве усилителя можно судить по его массе (чем тяжелее блок питания, тем лучше), по особенностям схемотехники (выходные каскады на транзисторах лучше, чем интегральная микросборка), по потребляемой электроэнергии (большие значения не должны пугать настоящего аудиолюбителя). В любом случае подходит стандартная рекомендация: чем выше выходная мощность усилителя, тем лучше при прочих равных.

Важные функции, средства управления и коммутации

Большинство современных AV-ресиверов обрабатывают входящие аналоговые и цифровые видеосигналы (вплоть до 3D-видео), однако эта функция не так важна, как способность встроенного процессора работать со всеми цифровыми форматами многоканального звука, включая последние HD-версии – Dolby Atmos, Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio


Для начинающих большую ценность предоставляет система автоматической настройки звучания с использованием измерительного микрофона. Удобно управлять AV-ресивером, который имеет графическое меню, выводящееся на экран ТВ; хорошо, если пульт дистанционного управления является обучаемым и имеет память на макрокоманды (можно использовать один единственный ПДУ для всей системы).


Ставший стандартным универсальный интерфейс HDMI обязательно должен присутствовать в наборе цифровых портов. Несколько HDMI-входов пригодятся, если планируется подключить BluRay, DVD, игровую приставку и цифровой ТВ-тюнер; хорошо, если предусмотрено два HDMI-выхода (например, один – для ТВ, второй – для видеопроектора).


Наличие на фронтальной панели AV-ресивера таких входов как USB и mini-HDMI упростит процедуру передачи контента с портативного мультимедийного плеера, компьютера, фото- и видеокамеры. В арсенале цифровой коммутации желательно присутствие S/PDIF-входов (коаксиальный и оптический разъемы), что позволит подключать «по цифре» любой CD-проигрыватель и звуковую карту компьютера.


Если Вы придерживаетесь самых передовых взглядов, обращайте внимание на наличие сетевых функций и возможностей (Ethernet, DLNA, Wi-Fi)… Впрочем, надо помнить, что от уровня и новизны оснащения существенно зависит цена AV-ресивера.


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Москва
+7(495)127-05-51
Доставляем товары по всей России