Современные модели AV-ресиверов работают с совершенно новыми объектно-ориентированными форматами объёмного звука, такими как DolbyAtmos, DTS:X. Главная цель данных форматов – моделирование полноценных 3D звуковых картин благодаря уникальным алгоритмам и добавлению потолочных источников аудиосигналов. Именно благодаря встраиваемым спикерам в сочетании с напольными или полочными колонками обеспечивается воспроизведение ключевых звуков с передачей их реального статического или динамического местоположения в пространстве.
Для подобных объектов также уникальным образом осуществляется формирование звуковых сигналов. Звуки не записываются в готовом виде на отдельные звуковые дорожки, соответствующие тем или иным каналам, а моделируются встроенными процессорами самих AV-ресиверов. Это обеспечивается благодаря использованию специализированных мета-данных, которые задают координаты ключевых звуков в трёхмерном пространстве. За счёт такого подхода звуковыми дорожками в формате DolbyAtmos являются непосредственно звуки конкретных объектов.
Классическими для домашних систем DolbyAtmos считаются конфигурации 5.1.2, 7.1.4, 9.1.4. Вы видите, в обозначении добавлена ещё одна цифра. В данном случае первую цифру используют для обозначения числа громкоговорителей нижнего яруса (напольных, полочных), вторую цифру – количества используемых сабвуферов, а третью – числа спикеров в верхнем ярусе (потолочных).
Чтобы реализовать данные форматы ДК, используются 9- или 11-канальные ресиверы, который должны обязательно иметь выходной разъём для подключения активного сабвуфера. Как правило, для этой цели покупаются дорогостоящие аппараты. Отметим, что спикеры верхнего яруса могут встраиваться не только в потолочные перекрытия, но и в стены, но обязательным условием является расположение выше уровня головы зрителей, а также рассеянная диффузия аудиосигналов для эффективного создания трёхмерной звуковой картины. При этом сабвуфер желательно размещать за спиной слушателей, ближе к задней стенке.