В частности, в процессе работы над высокочастотными динамиками для новой линейки немало было почерпнуто из созданных недавно твитеров Esotar3 и их специальной версии для юбилейных мониторов Esotar Forty. Новая модель ВЧ-динамиков получила собственное имя Cerotar, и ее конструкция требует отдельного рассказа.
Как и в Esotar Forty, здесь применен вентилируемый магнит с центральным отверстием особого профиля, обеспечивающий беспрепятственное прохождение воздушного потока. При этом в магнитной системе использован не неодим, а сложный феррит с включением карбоната стронция и керамического порошка, идеально подходящий под требования к сочетанию подводимой мощности и утонченности звучания, поставленные при разработке Evoke.
Второй характерной особенностью является наличие позади традиционного мягкого купола с пропиткой пластикового тела Hexis сложной формы, предназначенного для оптимизации обратного излучения, а также подавления нежелательных резонансов. До сегодняшнего дня подобное решение применялась только в топовом Esotar3. Вкупе с установленной за Hexis прокладкой из звукопоглощающего материала использование такой конструкции позволило существенно расширить безрезонансную работу твитера за границей в 20 000 Гц.
Низкочастотные и среднечастотные динамики Esotec+ для серии Evoke также были разработаны с учетом стоящих перед каждой моделью задач. И если диффузоры во всех АС по-прежнему изготовлены из фирменного полимера MSP, то вот материал и размер звуковых катушек варьируется от модели к модели. В тех из них, про которые мы расскажем в данном материале, все традиционно для Dynaudio – катушки намотаны алюминиевых проводом, уложенным на ребро. Это означает меньшую подвижную массу, но, одновременно с этим, и меньшую чувствительность. С другой стороны, с учетом небольших размеров динамиков и маленького веса диффузоров, это не будет препятствием к использованию в паре с ними даже не самых мощных усилителей. А вот в старших напольных колонках Evoke 50 впервые в качестве материала катушек использована медь. Однако о ее влиянии на итоговое звучание модели мы расскажем в отдельной статье. Пока же переходим к описанию рассматриваемых младших АС.
Dynaudio Evoke 10
Самые маленькие колонки новой серии, казалось бы, должны быть предназначены для использования в качестве тыловых сателлитов в системах домашнего кинотеатра. И так было бы, если бы речь шла о продукции какой-либо другой компании. Однако в Dynaudio не привыкли жертвовать даже самую младшую пешку ради высоких целей, поэтому качество работы в стерео стояло на первом месте при настройке Evoke 10.
Как уже было отмечено, в новой серии во всех моделях за высокие частоты отвечают свежие твитеры Cerotar, о конструкции которых мы рассказали выше. Купол выполнен из тканого материала со специальной пропиткой, тончайшие сигнальные провода традиционно вручную выведены на переднюю панель. В основном же динамике Esotec+ применен 14-ти сантиметровый диффузор из фирменного полимера, усиленного путем добавления в состав солей магния, а также магнитная система из феррита с добавлением керамики.
Корпус выполнен с соблюдением правил о максимально возможном отсутствии параллельных поверхностей, закругленные углы и сужающийся профиль кабинетов позволяют минимизировать возникновение стоячих волн. Акустическое оформление – фазоинвертор, его достаточно большой порт расположен на задней стенке точно напротив магнита твитера. Подключение к усилителю – исключительно однопроводное, Dynaudio не признает бесовского bi-wiring. Чувствительность, как и ожидалось, невысока – всего 84 дБ, однако номинальное сопротивление указано на уровне 6 Ом, что дает надежду на отсутствие чрезмерных требований к усилителю. Частота раздела установлена на 1400 Гц, вес каждой колонки составляет 6,7 килограмма, разделительный фильтр – второго порядка.
Dynaudio Evoke 30
Младшие напольные колонки серии представляют собой двух с половиной полосную систему, в которой твитер Cerotar работает до 2300 Гц, первый СЧ/НЧ-динамик озвучивает следующую полосу вплоть до глубокого баса, ну а второй помогает добавить напора в диапазоне от 1200 Гц и ниже. Чувствительность здесь гораздо выше – 88 дБ, а вот номинальный импеданс находится на традиционном для акустики Dynaudio уровне – 4 Ома. Фазоинвертор расположен в нижней части задней стенки, вблизи блока клемм для подключения акустических проводов. Корпус так же, как и у полочных Evoke 10, сужается от передней панели к задней, опираются колонки на изящные металлические подставки с шипами. Весит каждый спикер 15,5 килограммов.
Отделка колонок в серии Evoke производится черным или белым лаком, а также двумя видами натурального шпона – орехового и беленого дерева. Примечательно, что все динамики крепятся таким образом, что шляпки болтов остаются полностью скрытыми от глаз наблюдателя.
В рамках прослушивания мы подключали обе пары акустических систем к двум связкам электронных компонентов от Marantz – более дорогим универсальному проигрывателю SA-KI RUBY и интегральному усилителю PM-KI RUBY, а также к проверенной паре, состоящей из сетевого проигрывателя ND8006 и усилителя PM8006. Вся коммутация выполнялась кабелями AudioQuest.
Dynaudio Evoke 10
Несмотря на скромные показатели чувствительности, никаких проблем с созданием адекватного напора у мониторов не возникло. При подключении к разным комплектам электроники акустические системы моментально демонстрировали разницу в идеологии и классе аппаратуры. В принципе, именно этим и хороша акустика датской фирмы – она настолько прозрачна и нейтральна, что позволяет слышать любые изменения в электронном тракте, давая ему проявлять ему все свои лучшие качества. Однако нас интересует собственный почерк Evoke 10, есть ли он у них? Если рассматривать их в контексте иерархии линеек компании, то нужно признать, что шаг вперед по сравнению с серией Excite сделан существенный. Прежде всего, это касается артикуляции высокочастотного диапазона, а также общей прозрачности звуковой картины. Здесь уже можно говорить о намеке на серьезный звук, при сохранении вполне гуманной цены. Особенно порадовал женский вокал, прозвучавший исключительно эмоционально и одушевленно.
Dynaudio Evoke 30
При сохранении общего с «десяткой» характера звука напольники ожидаемо продемонстрировали существенно лучшую отдачу на низких частотах, за счет чего масштаб звуковой сцены увеличился по всем направлениям. Точность позиционирования инструментов на сцене не пострадала, при этом сами они приобрели дополнительный объем и вес. Очень порадовала слитность подачи при воспроизведении рок-музыки, никогда не переходящая в сумбурный навал. Подробно, отчетливо, ритмично.
Несколько слов о сочетании колонок новой серии с усилителями. Как уже отмечалось, акустические системы Dynaudio весьма чувствительны не только к качеству используемой с ними электроники, но и к соединительным проводам. Чем выше музыкальный уровень компонентов в вашей системе, тем лучше будут звучать Evoke. Одна только грубая мощь не поможет выжать из них больше музыки, подбирать к ним усилитель нужно вдумчиво и внимательно, в процессе возможны приятные сюрпризы.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Тип – полочные акустические системы | Название – Dynaudio Evoke 10 | Цена, руб. – 114 000 | Частотная характеристика, Гц – 47 – 23 000 | Число полос – 2 (СЧ/НЧ – 1 x 140 мм, ВЧ – 1 х 25 мм) | Частоты раздела, Гц – 1400 | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 (номинальное) | Чувствительность, дБ – 84 | Подводимая максимальная мощность, Ватт – до 180 | Габариты одной колонки, мм – 315 x 180 x 277 | Масса одной колонки, кг – 6,7