КОМПОНЕНТЫ
- Предварительный усилитель Audio Note M3 Phono (€8400)
- MC-головки:
- — Benz Micro MC Silver (11165 руб.)
- — Audio Note IQ1 (14200 руб.)
- Усилители мощности:
- — Audio Note Paladin (?2400)
- — Audio Note Quest 300B (€3820 за пару )
- Акустические системы Klipschhorn ($21000)
- Кабели:
- — межблочные кабели AN LPZ Kondo (€455)
- — акустические AN SPZ Kondo ($515)
- — сетевые Cardas Golden Reference Power (€848)
Для меня это довольно неожиданный ход, ломающий привычный ассоциативный ряд. Кроме того, чёрных проигрывателей на рынке куда как много, и Йохану Раке, главе фирмы, ещё не раз придётся объяснять журналистам причины такого минимализма. Впрочем, нельзя сказать, что проигрыватель выглядит непрезентабельно — чёрный цвет очень богат, у него много оттенков. Кстати, в голливудском эпосе Dark Star — звезда со сверхмощной гравитацией, притягивающая всё на расстоянии нескольких световых лет. Так что название не только точно по сути, но и символично. На самом деле строгость стиля обусловлена вовсе не тем, что Йохану надоели хром и акрил — просто он решил выпустить серьёзный проигрыватель с привлекательным соотношением качество/цена и гибкой архитектурой. Ведь по сути «Чёрная Звезда» — это универсальный стол, в котором базовыми элементами являются лишь узел главного подшипника и диск. Всё остальное может варьироваться в соответствии с запросами и платёжеспособностью покупателя. Плинт адаптирован под тонарм Transrotor TR 9.1 (SME Series IV), но можно поставить любой другой, длиной 9 дюймов. Привод питается от блока Konstant Studio со стабильным выходным напряжением. Качество питания двигателя реально влияет на звучание, я знаю случаи, когда после подключения сетевого фильтра оно менялось самым радикальным образом.
И наконец, сам стол может быть усовершенствован установкой промежуточной плиты с развязывающими узлами. Такая двухэтажная конструкция называется Dark Star Reference и на 880 евро дороже.
Но даже в базовой конфигурации, которую вы видите на фото, проигрыватель весит более 20 кг. Платформа, диск и основание тонарма изготовлены из высокоплотного полимера POM (Poly-Oxy-Methylen), который по демпфирующим свойствам находится где-то между акрилом и алюминием. Круглые, регулируемые по высоте опоры из силиконовой резины изолируют проигрыватель от внешних механических воздействий.
Главный подшипник — такой же, как в моделях Transrotor Z1 и Z3. Закалённая ось диаметром 10 мм погружается в латунную шахту и опирается на стальной шарик. Диск толщиной 55 мм плотно садится на маховик, закреплённый на оси. На нижней части диска сделаны неглубокие концентрические канавки, снижающие уровень вибраций.
Синхронный двигатель установлен в круглом корпусе из того же POM, в его основание запрессован тяжелый блин из медно-цинкового сплава — для устойчивости. Скорость вращения 33/45 об/мин задается электроникой. Пассик — круглый, из невысыхающего силикона.
В нашей версии установлен тонарм TR-800S, изготовленный японской компаниией Ichikawa Jewel Co., Ltd., которая выпускает тонармы под собственным брендом Jelco, а также по OEM с логотипами производителей вертушек. Эта 9-дюймовая модель существует в нескольких вариантах: с S-образной и прямой трубкой, а также в чёрном и серебристом исполнении. Статически сбалансированная конструкция рассчитана на работу с головками массой от 4 до 12 г и допускает регулировку высоты в довольно широких пределах. Шелл съёмный, в основании тонарма имеется 5-контактное гнездо, соответствующий кабель — в комплекте.
Сначала мы поставили на тонарм хорошо знакомую головку Benz Micro MC Silver. Пластинка Fleetwood Mack [1] имела далеко не идеальную поверхность, но тонарм уверенно вёл иглу по дорожкам, филигранно отрабатывая все неровности. Ни малейших искажений при этом слышно не было. Да, чуть не забыл — перед прослушиванием я пытался оценить уровень рокота при работе проигрывателя вхолостую. Полная тишина. Даже постукивание по платформе вблизи стойки тонарма не отзывается в колонках. При этом стол не переглушен — в звучании нет той скучной тяжести на нижней середине, что появляется, если даже немного переборщить с демпфированием. Так что экспериментировать с матами, конусами или платформами вряд ли имеет смысл.
Даже в столь специфическом тракте распознать характер проигрывателя не составило особого труда. Музыка течёт плавно и размеренно, настраивая на внимательное к себе отношение.
Высокая разборчивость и живость, особенно в вокальном диапазоне, реально увлекает. Чувство ритма — практически безукоризненное. На сингле Куинси Джонса [2] драм-машина запрограммирована очень искусно, и — ни малейшей фальши или сбоя, словно воспроизведение идёт с жёсткого диска. Но ни один цифровой источник не даст такого ощущения свободы и такого количества полутонов — тембральных и динамических. При переходе от трека к треку меняется драйв и настроение музыкантов, и чтобы это почувствовать, не нужно быть экстрасенсом.
Очень ярко это проявляется на записях Стэна Гетца [3], где все композиции, словно маленькие спектакли, сыгранные каждый раз в других декорациях. Контрабас пугающе материален, когда вступает сакс, от его обволакивающего звучания становится как-то особенно тепло и уютно. Но — присутствует лёгкая дымка, чуть размывающая контуры звуковой картины.
Меняем головку на Audio Note IQ1, а заодно и усилитель — вместо 2-ваттного интегральника Audio Note Paladin включаем два моноблока Quest. Вуаль исчезает, мощно прорезается бас, инструменты становятся чётче и конкретнее. Вместе с этим частично меркнет очарование старых записей, зато они открываются с другой, более современной стороны. Вокалу Ареты Фрэнклин [4] смена состава явно пошло на пользу — её образ в звуковой сцене стал масштабнее и немного ближе к слушателю.