Как уже отмечалось, диффузоры трех одинаковых НЧ-динамиков и одного среднечастотника, размером поменьше, сделаны из термопласта. Однако между СЧ- и НЧ-динамиками, помимо размера, есть и некоторая разница в базовом материале. Первый изготовлен из X3P — варианта XPP, в который добавлено три новых полимера, что, по заявлениям Vienna Acoustics, необычайно расширяет рабочую полосу. А низкочастотники в целях придания им большей жесткости покрыты сеткой («паутиной», откуда и название Spidercone) из другого полимера, XXP. Сквозь прозрачные на просвет диффузоры хорошо видны дополнительные внутренние рифленые подвесы, обеспечивающие демпфирование краевых резонансов. В НЧ-секции стоят катушки с порошковым сердечником, имеющие распределенный, а не дискретный воздушный зазор (и, как следствие, без резкого насыщения, краевых потерь и с меньшими потерями на вихревые токи). Рабочие полосы басовых и среднечастотного динамиков разделены фильтрами соответственно 2-го и 1-го порядка, в которых использованы металлопленочные резисторы и полипропиленовые конденсаторы MKP с разбросом параметров, не превышающим 1%. СЧ-излучатель установлен в собственной отдельной камере внутри корпуса. За воспроизведение высоких частот отвечает 28-мм шелковый купол производства ScanSpeak с нанесенным вручную покрытием. Акустика обладает весьма серьезным запасом подводимой мощности — до 300 Вт, по заявлению производителя.
Лицевая и тыльная стенки узких высоких корпусов абсолютно одинаковые, со скругленными плавными краями. Их соединение с боковыми имеет миллиметровый зазор, в котором видна виброгасящая мастика или прокладка. В заднюю стенку интегрирована единая прорезиненная панель для клеммника (одна пара превосходных клемм, бивайринг не предусмотрен) и для двух портов ФИ неодинакового размера — верхний, расположенный на уровне СЧ-динамика, покрупнее, а другой, почти в самом низу, помельче. Стальные опоры выступают шипами за края корпуса, а сами шипы сделаны в виде крупных стальных пуль, точно ввинчивающихся в гнезда. Все отлично подогнано друг к другу, изготовлено прочно, аккуратно и красиво — на колонки просто приятно посмотреть. Кабинет отделан превосходным натуральным шпоном цвета клена, очень качественным и шелковистым на ощупь.
Звуковой почерк Vienna Acoustics Beethoven Concert Grand, бесспорно, относится к числу комфортных, он не грузит. АС играют быстро, плотно, довольно легко, но не легковесно, без особого напора, но не поверхностно — словом, подача весьма сбалансированная. Крупные оркестровые формы в целом получаются неплохо, хотя и без явного увлекающего движения вперед (как ни парадоксально, но при всей быстроте БСО иногда играет немного расслабленно). Атака отдельных инструментов чуть мягко сглажена, арфа не вступает спонтанно, а ксилофон не звенит ясно и отчетливо. Разделение тембров очень хорошее, имеются и яркие удачи — например, отличное звучание деревянных духовых, особенно флейт. В числе безусловных плюсов — широкие, убедительные и беспроблемные с точки зрения компрессии форте и подходы к ним. Даже в сложных динамических пиках с оркестром, большим хором и органом полностью сохраняются объем, инструментальные и голосовые линии и хорошая дикция. Заявленный производителем запас мощности вполне подтверждается. Среди минусов — случающиеся порой выпадения тихих оркестровых линий, которые неубедительно звучат после форте, задвинутый на задний план вокал, а временами и необычно приглушенные партии отдельных инструментов (например, трубы или валторны) в знакомых записях. Вообще колонки играют в такой манере, что постоянно хочется прибавить громкость. И действительно, прокручивая вправо ручку усилителя, можно добиться существенного прояснения и детализации в зоне СЧ, хотя уровень громкости при этом способен оказаться несколько некомфортным, а трепетность и сокровенность некоторых треков, например «Lux Aeternae» из «Реквиема» Верди, довольно нивелированной.
Билли Холидей и Трейси Чэмпен выступают как бодрячки, субъективно чуть быстрее, чем уже привычно, но их голоса очень неплохие и интересные. Временами в записях Трейси наблюдается легкое подгуживание бас-гитары. Чрезвычайно броско исполнен альбом Дайаны Кролл — в полный рост, крупно и даже чуть утрированно, с объемными и выпуклыми роялем и контрабасом и отлично обрисованными контурами певицы и инструментов. Маракасы в «Yulunga» Dead Can Dance буквально заполняют собой все пространство, засыпав шуршащими семечками не только широкий полукруг за АС, но и территорию между акустикой и слушателем. Тут подача колонок явно тяготеет к эффектным крупным планам и бодрой убедительности.
В роке, а также не самых быстрых и жестких металлических композициях Vienna Acoustics Beethoven Concert Grand демонстрируют достаточный драйв, напор и выразительность. Палочки ударника по тарелкам и удары в бас-бочку в «Thunderstruck» AC/DC отбивают дробь четко и ясно, в НЧ-диапазоне нет никакой смазанности или неоформленности, равно как и некомфортной резкости. Очень мощно, с нужной жесткостью, но совсем без кислотного налета исполняется «Mein herz brennt» Rammstein, да и олдскульная классика («Dr. Stein» Helloween) преподносится динамично и на хорошем заводе. Некоторые претензии можно предъявить разве что тарелкам — в отдельных партиях они получаются очень неплохо и наполненно, а при вступлении всех инструментов несколько уходят в тень, сплющиваются и «ожестяниваются». Хотя этот эффект в немалой степени зависит от диска — его заметность меняется от совершенно несущественной у тех же AC/DC до очень ощутимой на альбоме «Restless and Wild» Accept, хорошо известного сомнительным качеством записи. При воспроизведении более современного и быстрого материала уже начинают проявляться определенные ритмические проблемы в НЧ-регистре и общая взболтанность и непрозрачность звука. Хотя насыщенные, но среднетемповые композиции наподобие «Solitude» Candlemass исполняются полностью адекватно с точки зрения нагруженности, темпа и настроя.
Результаты измерений
Поведение модуля сопротивления позволяет охарактеризовать АС как низкоомные. Значения импеданса в области НЧ и СЧ менее 5 Ом, минимум в 2,5 Ом достигается на частоте 90 Гц. Применение сложного фильтра с компенсирующими цепями позволило избежать резких всплесков сопротивления в низкочастотном диапазоне, но не решило проблем с неравномерностью чувствительности. Даже в относительно спокойном СЧ-диапазоне график АЧХ с трудом удерживается в коридоре 5 дБ (рис. 1). Увеличение флуктуаций в нижней и средней части ВЧ-диапазона связано со взаимовлиянием СЧ- и ВЧ-драйверов в этой области и может быть в некоторой степени скомпенсировано разворотом акустики. Измеренное значение чувствительности оказалось заметно ниже паспортного и составило 87,5 дБ / 1 Вт • 1 м. Нижняя граничная частота равна 50 Гц по уровню –3 дБ и 32 Гц по уровню –10 дБ. Среднее значение КНИ (рис. 3) в диапазоне от 100 Гц до 10 кГц небольшое — 0,34%, однако нелинейные искажения растут в области средних частот, а на 1 кГц имеется пик в 0,9%.