Поделиться с друзьями
Статьи: Тест напольных колонок Quad S-5: традиция экспериментировать
Подробный обзор Quad S-5

Колонки под литерой «S», о которых у нас сегодня и пойдет речь, были представлены в 2016 году, то есть ровно через 80 лет после выпуска первых усилителей Quad для систем голосового оповещения. Состав семейства абсолютно классический: две модели полочников, два напольника и центральный канал (кстати, нам по секрету сказали, что скоро добавят второй центральный канал с 5-дюймовыми динамиками). Вот только сабвуфера в каталоге не обнаружилось, поскольку бас-машины ребята из графства Кембриджшир не делают принципиально. Что, конечно, немного удивляет, особенно учитывая наличие явно ориентированного на домашний кинотеатр центральных каналов.

Преображенная лента

Итак, самые внушительные в серии колонки S-5 представляют собой 27-кг напольные башни высотой 107 см при глубине корпуса в 33 см. Традиционно для Quad, здесь используются ленточные твитеры, однако со времен молодости Чарли Паркера в их конструкции произошли весьма существенные изменения. И в первую очередь, преобразилась сама лента: не набирая дополнительного веса, она превратилась в многослойный композит, способный без деформаций и износа выдерживать серьезные физические нагрузки. Полностью погруженная в поле мощных неодимовых магнитов, она одновременно является и звуковой катушкой со сверхмалым смещением, и невесомой излучающей мембраной.

Судя по этим двум схемам, «оптимизировать» конструкции путем их упрощения в Quad не привыкли. Обратите внимание на структуру внутренних переборок корпуса и конструкцию магнитной системы твитера.

За средние частоты отвечает один 5-дюймовый драйвер с кевларовым диффузором, а вот басовую секцию озвучивают сразу пять излучателей. Два из них размещены на фронтальной панели — это 6,5-дюймовые динамики, диафрагмы которых также сплетены из кевларовых нитей. Однако нагружены они не на банальный фазоинвертор, а на блок из трех пассивных излучателей такого же калибра. Таким образом, суммарная излучающая поверхность получается на редкость внушительной — и это при ширине фасада всего в 20,5 см!

Поверхность корпуса, не занятая многочисленными диффузорами, может быть декорирована шпоном черного или красного дерева, а также отделана белым или черным рояльным лаком. Причем речь в данном случае идет не о глянцевом полимере «под рояль», а именно о честной ручной полировке. Мне на тестирование досталась пара именно в белом лаке, и смотрелась она роскошно. Хотя, как вы понимаете, к дизайну интерьеру в этом случае требования будут особые. Почти как если бы в нем планировалось поместить настоящий рояль. Отделка шпоном в этом смысле куда демократичнее.

Излучающий элемент твитера — тончайшая многослойная пленка площадью 540 кв. мм

Конструкция стенок кабинета нетривиальна — они склеены из нескольких разнородных слоев. Сочетание МДФ и высокоплотной ДСП позволило значительно увеличить внутреннее демпфирование конструкции, а значит, эффективнее бороться с резонансами.

Внешняя акустическая оптимизация заключается в сильно скругленных углах на стыках фасада и горизонтальных панелей. А имея в виду, что твитер расположен почти под самой «крышей», радиальный изгиб в данной области, действительно, способен заметно снизить интерференцию на высоких частотах. Для оптимизации басовой составляющей колонки устанавливаются на изящные, но в то же время достаточно массивные платформы с крупными шипами.

Подключая колонки, прикасаешься не просто к клеммам, но к самой истории электроакустики

На тыльной поверхности обнаружились две пары полированных до зеркального блеска массивных клемм, допускающих подключение по бивайрингу. Расположены они на эффектной золотистой накладке, еще раз напоминающей о славном 80-летнем юбилее. Интересно, что указанный на ней импеданс (8 Ом) отличается от значений в документации, где его номинальное значение составляет 6 Ом, а минимальное — 3,2 Ом.

В тестовом усилительном тракте логичным образом решено было использовать стереофонический оконечник Quad Artera Stereo. Его мощность составляет 2х100 Вт (при нагрузке 8 Ом при THD <0,03% в диапазоне 20 Гц – 20 кГц), а полностью балансная конструкция построена по фирменной топологии Current Dumping (Токовое демпфирование), которая, по словам разработчиков, способна вплотную приблизить характеристики режима АВ (в первую очередь, линейность) к уровню усилителей класса А. Имея в виду, что акустика у нас не только многополосная, но и на редкость многодрайверная, данная особенность очень важна, ведь она позволит максимально корректно судить о качестве сшивки полос и монолитности саунда.

Усилитель Artera Stereo построен по фирменной топологии Current Dumping, реализация которой принесла инженерам Quad Королевскую награду за технологические достижения

С колонками усилитель был соединен кабелями Atlas Hyper 3.5.

Детальный постанализ

Впрочем, начав прослушивание, о необходимости анализа работы кроссоверов и пассивных излучателей я, честно говоря, вспомнил далеко не сразу. Дело в том, что S-5, играючи, окружили меня удивительно легким (в хорошем смысле слова), открытым и гармоничным саундом. Особенности воспроизведения давно знакомых фонограмм сознание, разумеется, подмечало, параллельно пытаясь соотнести их со стоимостью колонок и их акустической схемой, но большая часть моего меломанского «Я» просто слушала музыку.

После адаптации к неожиданно гармоничной для такой хитрой конструкции подаче, пришла очередь детального анализа. Начать разговор стоит с высоких частот. За долгие десятилетия, прошедшие со времен первого ленточного твитера в колонке Quad Corner Ribbon, в мире, конечно, изменилось многое. И планарные излучатели по нынешним временам — не такая уж и редкость.

Однако мне показалось, что именно у S-5 получается отыграть высокие так, чтобы вне зависимости от набора исполнительских инструментов они воспринимались как некая единая звуковая ткань с четко ощутимым динамическим и тональным микрорельефом. У каждой нити в этом полотне свое четко определенное место и оттенок, хотя разрешение этих АС каким-то совсем уж космическим и невероятным я бы не назвал. В границах своего ценового класса детализация впечатляет, но у того же Quad, например, имеется более высокопоставленная серия Z. Ее представители располагают пищалками с диафрагмой размером 90х12 мм, то есть ровно в два раза большей площади. И это, как вы понимаете, неспроста.

Как бы там ни было, но к пространственным характеристикам саунда в исполнении наших S-5 придраться еще труднее, чем к передаче сверхтонких нюансов на ВЧ. Звуковая сцена широка и математически скрупулезна. Масштабы музыкальных образов абсолютно адекватны, хотя их позиционирование по глубине показалось мне несколько сглаженным.

Широкие гибкие подвесы не позволяют изгибаться самому кевларовому диффузоруТут, правда, имеется одна тонкость. Рассуждать о трехмерном звуковом поле этих колонок нужно с большой оглядкой на их позиционирование. В сравнении со многими другими «ленточными» АС они имеют более выраженную направленность излучения — причем и в горизонтальной, и вертикальной плоскостях. Последний момент даже упоминается в фирменном каталоге: там говорится, что инженеры сознательно ограничили вертикальную дисперсию, чтобы минимизировать ранние отражения от пола и потолка.

Раз уж речь зашла о расстановке, напомню, что присутствие на задней панели трех 6,5-дюймовых НЧ-диффузоров закономерно требует достаточного свободного пространства. На мой взгляд, придвигать колонки к стене ближе, чем на полметра уж точно не стоит. При соблюдении данного правила бас обретает четкость и управляемость, ну а его линейности и вовсе остается только позавидовать. Благодарить за такие роскошества нужно все те же пассивные излучатели.

Пассивных излучателей тут, что называется, на все деньги

Троекратная, в сравнении с фазоинверторными одноклассниками, суммарная рабочая площадь вуферов позволяет снизить амплитуду их колебаний, а значит — уменьшить искажения, связанные с нелинейностью изгиба подвесов. Другое дело, что возросшая масса излучающих элементов в той или иной степени замедляет отклик на крутых всплесках сигнала. Однако в нашем случае остаточные признаки такого эффекта могут обнаружиться лишь в самом нижнем поддиапазоне, да и то не факт. Спад скорости едва заметен, да и музыкальные треки с действительно резко нарастающим глубоким басом надо еще поискать. Кстати, на инфранизкие частоты S-5 особо не рассчитаны: их нижний порог — 35 Гц по уровню -6 дБ.

Что касается среднечастотного диапазона, то первое, на что обращаешь внимание, это полное отсутствие характерной подкраски, в которой иногда бывают замечены кевларовые диффузоры — особенно, во время работы на изрядных уровнях звукового давления. Видимо, здесь позитивную роль сыграли и достаточно широкий резиновый подвес, обеспечивающий поршневой характер работы драйвера даже на большой громкости, и демпфирование со стороны внутреннего акустического оформления кабинета. Одним словом, вокал S-5 отыгрывают живо и энергично, но при этом не позволяя себе агрессии или самовольного украшательства и достаточно бережно обращаясь со сложными тональными фактурами.

Кроме того, разработчики, видимо, были настолько уверены в выбранной акустической схеме и возможностях кроссоверов, что сочли возможным поднять границу фильтрации НЧ/СЧ до отметки в 570 Гц. И в результате, безо всяких эксцессов получили уверенную экспрессию и наполненность как мужских, так и женских голосов.

Вывод

Одним словом, акустика Quad S-5 стала отличным доказательством, что настоящий британский саунд жив не только традициями, но и смелыми экспериментами, которые удивительным образом прекрасно удаются компании Quad вот уже больше 80 лет. Видимо, это тоже традиция.

Достоинства
Легкий, интересный, сбалансированный и породистый звук по более чем гуманной для такой системы цене
Недостатки
Колонки не для стесненных жилищных условий. Компромиссов в расстановке они не потерпят

Источник: www.stereo.ru, 31 июля 2019 г., текст: Abyss

Товары

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению