Начнём знакомство с ответа на простой вопрос: «Что такое электростатическая акустика?» (если вы уже знаете ответ — смело переходите к следующему абзацу). Главное, что нужно знать об электростатической акустике, — она имеет очень мало общего с традиционными динамическими излучателями, и даже ленточные твитеры являются очень дальними родственниками электростатов. Единственная технология близкая по физике процесса, — планарно-магнитная (те самые легендарные наушники Audeze и примкнувшие к ним бюджетные HiFiMAN). В обоих случаях звук излучает исключительно тонкая и лёгкая мембрана большой площади. Принципиальное отличие состоит в том, что в электростатическом излучателе вместо постоянных магнитов используются металлические решётки-статоры, на которые подаётся высоковольтное напряжение. Модуляция этого напряжения аудиосигналом и заставляет двигаться мембрану, находящуюся между статорами. Как и в случае с планарными излучателями, ход мембраны в электростатической акустике предельно мал, что компенсируется увеличением её площади. Но даже это ухищрение не позволяет добиться эффективной работы в басовом диапазоне, особенно когда нужно озвучить большое помещение. И чтобы не мучить сверхтонкую мембрану низкими частотами, и не делать колонки с площадью излучателя в несколько квадратных метров, весь бас и часть нижней середины обычно доверяют классическому динамическому излучателю.
Плюсы электростатических излучателей в сравнении с традиционными динамическими настолько значимы, что они однозначно стоят преодоления всех технологических сложностей, с которыми сталкиваются их создатели. По аналогии с планарными излучателями электростаты обладают существенно более высокой линейностью фазовой и частотной характеристик. А это значит, что звуковая сцена и тембральная точность будут значительно выше, чем у обычных колонок, не говоря уже о тональном балансе в целом. Второй значимый плюс — радикально меньший уровень искажений. Если у обычных колонок он как минимум на один, а бывает, что и на два-три порядка выше, чем у источника и усилителя, то в случае с электростатами речь идёт о сопоставимых величинах. И тут уже возникает закономерный вопрос: кто же в системе вносит больше искажений? Но раскрыть потенциал электростатической технологии может только тот, кто умеет ее правильно готовить: один только список технологических решений и всяческих инженерных хитростей, реализованных в акустике Impression ESL 11A, уже говорит о том, что инженеры MartinLogan знают толк в электостатах.
Особенностью всех электростатических колонок MartinLogan, и в том числе Impression ESL 11A, является выгнутая форма излучателя: он выглядит как продольный срез трубы большого диаметра. Как любое другое значимое технологическое решение, изгиб излучающей поверхности по профилю цилиндра получил эффектное маркетинговое название: Curvilinear Line Source, что дословно переводится как «криволинейный линейный источник звука». Пожалуй, по-английски или в сокращении CLS звучит лучше. Впрочем, тут важен физический смысл, а он заключается в том, что любая плоская мембрана даёт исключительно направленное излучение, практически не рассеивающееся в стороны. И если в планарных наушниках, мембрана которых расположена вблизи уха, это не является проблемой, то для акустики, располагающейся на дистанции в несколько метров от слушателя и имеющей при этом ширину излучателя в несколько десятков сантиметров, узкая направленность — это большая проблема. Для получения адекватной зоны комфортного прослушивания, пришлось бы делать излучатель шириной метр, а это, извините, шкаф. Или лютый High End, если хотите. Немного поразмыслив, инженеры MartinLogan решили проблему очень изящно: изогнули излучатель и тем самым обеспечили не тоннельную направленность звука, а его рассеивание на 30°. Ширина, конечно, не рекордная, но вполне достаточная, чтобы получить адекватную зону комфортного прослушивания. Кроме того, узкий угол имеет свои преимущества в виде минимизации переотражений звука в помещении.
Опытные знатоки и ценители продукции MartinLogan наверняка уже заметили иной дизайн самих панелей. Существенные нововведения в конструкции действительно имеют место. Статоры получили менее громоздкую конструкцию с микроперфорацией, увеличивающей эффективность работы излучателя почти в два раза. Установлены они в облегчённую раму AirFrame. При этом конструкция сохранила высокую жёсткость, как и предыдущая версия, но добавила внешнему виду лёгкости и изящества. И хотя я не могу отнести себя к тем самым знатокам MartinLogan и смутно помню, как это выглядело до модернизации, но с уверенностью могу сказать, что нынешняя версия электростатического излучателя выглядит действительно шикарно: современно и стильно. А самое главное — визуально он не загромождает собой пространство, несмотря на нешуточную площадь излучателя (порядка 1/3 м2). Вот что дизайн животворящий делает! Ещё в новом излучателе используется усовершенствованная, более тонкая мембрана. Она и раньше была тоньше человеческого волоса, а теперь сбросила ещё десяток-другой микрон, что обеспечило ещё более быструю и точную реакцию и лучшую микродинамику.
В низкочастотной секции модели Impression ESL 11A высокотехнологичных чудес и акустических хитростей наберётся не меньше. Два басовых излучателя калибра 203 мм, оснащённые алюминиевыми диффузорами, длинноходными подвесами и прочными литыми корзинами, располагаются в индивидуальных закрытых акустических камерах. Это позволяет добиться максимально чистого, точного и контролируемого звучания. А для гашения внутренних переотражений акустические камеры имеют асимметричную форму с непараллельными стенками. Располагаются динамики напротив друг друга на передней и задней стенке, имея при этом разную высоту над уровнем пола и разный наклон оси излучения. Передний динамик установлен в той же наклонной плоскости, что и электростатический модуль, а задний — практически вертикально. Всё это неизбежно влияет на распространение баса в помещении. Впрочем, расположение — это только видимая часть, на самом же деле всё гораздо сложнее.
Во всех акустических системах MartinLogan, причем не только электростатических, используются фирменные кроссоверы Vojtko, названные так по фамилии разработавшего их инженера компании. Суть технологии Vojtko заключается в учёте всех электрических характеристик излучателей как неотъемлемых составляющих схемы кроссовера и, конечно же, максимальном выравнивании частотной и фазовой характеристик. В данном случае эти принципы реализованы в цифровом формате, поскольку низкочастотная секция является активной и управляется с помощью 24-битного DSP-процессора. Сочетая продуманное пространственное расположение басовых динамиков и фазовый сдвиг в настройках кроссовера, разработчики добились такого эффекта, что бас воспроизводится наиболее точно и при этом он наименее зависим от расстояния между излучателем и ближайшей стеной. Кстати, минимально допустимая дистанция между тыловым динамиком и стеной равна диаметру его диффузора, что в случае с Impression ESL 11A составляет всего лишь 20 см. Предыдущие модели MartinLogan, как, впрочем, и любая другая акустика с басовиками такого калибра, подобных вольностей при размещении в комнате не терпят. Но и на этом история не заканчивается.
Все модели линейки Masterpiece, начиная с Impression ESL 11A и выше, имеют встроенную технологию автоматической калибровки басовой секции ARС, разработанную компанией Anthem. Ряд манипуляций, производимых с помощью компьютера и измерительного микрофона, позволяет добиться наилучших результатов даже в сложных условиях. А если пользователь по каким-то причинам не готов к подобным действиям, предлагается упрощённый вариант настройки: дискретный переключатель -2/0/+2 дБ на частоте 200 Гц и плавная регулировка +/-10 дБ на частоте 75 дБ. С помощью этих простых настроек можно скорректировать проблемы специфического отклика помещения или придать басу желаемый характер.
Вся электронная начинка и тороидальный трансформатор питания спрятаны в основании басовой секции с применением разнообразных методов виброразвязки как от излучателей, так и от поверхности пола.
Большой плюс Impression ESL 11A и других электростатов MartinLogan — это требования к акустической обработке помещения, а точнее — нетребовательность. Причём речь идёт не только о низкочастотной секции. Благодаря дипольному принципу работы электростатического излучателя, по бокам от колонок происходит акустическое короткое замыкание и излучения звука в стороны не наблюдается. А это значит, что не возникают самые вредные первые отражения от боковых стен, серьёзная борьба с которыми неизбежно добавляет дизайну гостиной узнаваемые черты звукозаписывающей студии. Тот же самый дипольный принцип говорит о том, что назад акустика излучает звук весьма интенсивно, но с этими отражениями бороться не нужно — они отвечают за формирование объёмной звуковой картины.
Таким образом, электростаты оказываются самыми безобидными с точки зрения влияния на интерьер. Никаких рассеивателей и звукопоглотителей не нужно ни по бокам, ни позади акустики. Однако, одно общее требование всё же есть: комната должна быть достаточно большой. Поскольку для поиска оптимального расположения акустики в помещении и гарантированного построения стереокартины по своему вкусу желательно иметь возможность отодвинуть излучатели примерно на 75 см от стен. Так рекомендует производитель.
На практике же Impression ESL 11A оказались малочувствительны к размещению в плане качества звучания низких частот. При любом расположении бас сохранял эталонную чёткость и сфокусированность даже без дополнительных манипуляций с настройками. При этом, перемещение акустики по комнате заметно влияло на формирование стереокартины. Сцена получалась то глубокой, эшелонированной, то широкой. Точка фокуса существенно перемещалась даже при незначительной перестановке или повороте колонок, а иногда их и вовсе получалось две — диполь в большом помещении и не на такое способен!
В итоге ощущение от процедуры установки получилось двойственное. С одной стороны, акустика совершенно не капризна в плане низких частот, отчего не приходилось делать сложный выбор между адекватным воспроизведением баса и оптимальной стереокартиной. С другой стороны, найти среди массы интересных вариантов расстановки единственно верный было сложно. Хотя оно того стоило! Голографическая, трёхмерная звуковая картина с реалистичными пропорциями и ощущением абсолютно безграничного пространства, выходящего за пределы комнаты, существует не только в смелых фантазиях аудиофилов, но и в тех системах, в которых размещению Impression ESL 11A уделили достаточно внимания.
Что же касается звука в целом, в описании модели на сайте производителя есть многообещающая формулировка: «без каких-либо препятствий между вашими записями и вашими ушами». Это как раз тот редкий случай, когда маркетинговые обещания не отличаются от фактического положения дел. В отличие от опыта прослушивания традиционной акустики, который в большинстве случаев сопровождается вполне конкретным ощущением присутствия в системе этой самой акустики, с её узнаваемым характером, прослушивание MartinLogan Impression ESL 11A создаёт впечатление, что музыка в исходном виде поступает прямо в мозг, игнорируя законы физики и минуя все возможные преграды на пути звука. Невозможно не восхищаться талантом разработчиков, которые смогли создать столь совершенный электростатический излучатель, дающий невероятно детальный и при этом ровный, абсолютно не окрашенный звук. Но ещё больше впечатляет, как электростатическая секция согласована с басовыми динамиками. При частоте раздела 300 Гц невольно ожидаешь подвоха и ищешь слышимый контраст или чёткий момент изменения в характере звучания, но ничего подобного нет. Ни по динамике, ни по каким-либо другим признакам электростатическая широкополосная и динамическая басовая секции не отличаются друг от друга. Звуковое полотно абсолютно бесшовно, а физические источники звука на слух не локализуются — только воссоздаваемые акустикой виртуальные звуковые образы.
Прослушивание знакомой музыки в системе с Impression ESL 11A даёт массу новых впечатлений, удивляя даже не запредельной детальностью и точностью воспроизведения материала, а своей способностью раскрывать художественную составляющую. Акустика буквально заставляет эмоционально переживать каждую песню. При этом совершенно не важно, звучит ли недавний хит LP или до боли знакомая песня Фрэнка Синатры — ощущения такие, словно живой артист находится в двух шагах и можно заглянуть ему в глаза. Innuendo группы Queen — это не просто великолепное музыкальное произведение, это живой пример их величия, профессионализма и творческой свободы каждого музыканта.
Слушая хард-рок и металл, хочется сделать погромче, и… это вполне можно себе позволить. Есть ощущение, что окна рискуют потрескаться раньше, чем возникнет перегрузка или будут слышны искажения. При этом гитарные риффы становятся ярче, выразительнее, бас-гитара и бас-бочка бьют плотнее. Причём на высоких уровнях громкости сохраняется превосходное разрешение и нет намёка на кашу. Главное — чтобы сама запись содержала достаточно музыкальной информации. Индастриал-метал, например, Fear Factory, звучит просто превосходно. Вообще, любые синтезированные звуки ввиду их абсолютной компьютерной точности воспроизводятся крайне впечатляюще. EDM — это стихия, в которой электростаты MartinLogan проявляют себя наилучшим образом. Старый добрый рейв в отдельно взятом помещении они могут устроить легко и непринуждённо.
Послушав пару версий хорошо знакомой всем Seven Nation Army, оригинал и джазовый кавер от Nostalgia 77, можно убедиться, насколько полноценно эта акустика может раскрывать музыку совершенно разных жанров. В первом случае энергетику прекрасно передают реверберации перегруженного лампового комбика, а во втором — бархатистый тембр контрабаса.
В композиции Doctor — Therr Maitz сочетание объёмных пространственных звуковых эффектов со сложным ритмическим рисунком и выразительным вокалом буквально завораживает. А плавное развитие мелодии незаметно и очень глубоко погружает в эмоциональные переживания, которые продолжаются и после того, как трек отзвучал. Такое возможно лишь в том случае, когда в одной системе сочетаются высокое разрешение, тембральная точность, хорошая микро- и макродинамика, одним словом — всё то, что в совокупности мы называем качеством звука на самом высоком уровне.