Поделиться с друзьями
Статьи: Хамелеон-папа Акустические системы Sonus Faber Chameleon T
Подробный обзор Sonus Faber Chameleon T

Весной нынешнего года знаменитая итальянская компания Sonus Faber объявила о выходе на рынок акустических систем серии Chameleon. В каталоге фирмы эти колонки заняли младшую позицию, вытеснив отнюдь не игрушечное и не забавное семейство Toy (toy — «игрушка»). По сравнению с последними «Хамелеоны» выглядят несколько более взросло (достаточно сравнить габариты напольных моделей).

Обзор и знакомство

С тезками из мира животных эти модели связывает лишь одно: способность менять цвет. Боковые панели корпусов (точнее, накладки на них) итальянцы из Виченцы сделали съемными. В результате у пользователя появилась возможность относительно недорого менять облик своего акустического дуэта либо (в случае добавления АС центрального канала и полочников из той же серии) трио или квинтета Chameleon. Так что владелец колонок сможет легко восстановить интерьерную гармонию, утраченную вследствие, например, переклейки обоев или замены мебели, или когда вдруг у него возникнет желание перейти от официального черного к чувственному красному или веселому желтому. Предполагается — и не без оснований, — что со звуком «Хамелеонов» люди расставаться не захотят, так как марка Sonus Faber давно стала синонимом передового звукового качества и музыкального аристократизма.

Боковые панели корпусов (точнее, накладки на них) итальянцы из Виченцы сделали съемными. В результате у пользователя появилась возможность относительно недорого менять облик своего акустического дуэта либо (в случае добавления АС центрального канала и полочников из той же серии) трио или квинтета Chameleon.
Если в звуковом отношении Sonus Faber, сохраняя звуковые традиции, придерживается давно найденного и любимого аудиофилами мейнстрима (от добра добра не ищут, лучшее — враг хорошего и т. д.), то в плане дизайна и стиля компания активно прогрессирует. Звучание как таковое вообще в значительной степени консервативно, тогда как вешний вид аудиокомпонентов, напротив, подвержен изменениям в соответствии с веяниями моды — реакция на эти тенденции Sonus Faber представляется весьма адекватной. Это отражено и в предпосланном «Хамелеонам» девизе «What’s your mood?» («Просто измени настроение»). В прежних моих тестах АС Sonus Faber было немало сказано об обостренном эстетическом чутье итальянцев, которое объясняется тем, что на протяжении веков людей окружала красота, природная и рукотворная. Не припомню Hi-Fi-колонок, сочетающих столь впечатляющую способность к мимикрии с весьма достойным звучанием — Sonus Faber все-таки. О творимой колонками музыке скажу ниже.

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

В семействе Chameleon представлено всего три модели для Hi-Fi и домашнего кинотеатра, без излишеств: Chameleon T (Tower, напольная), Chameleon B (Bookshelf) и Chameleon C (Centre). Компания предлагает сменные боковые панели для каждой из них. Количество цветовых вариантов уже сейчас представляется немалым и достаточным для удовлетворения любых запросов — на сегодняшний день их шесть, а ведь производитель готов потрафить и особенно требовательным клиентам, у которых совсем уж мало товарищей на вкус и, главное, цвет. Накладки крепятся посредством пластиковых штифтов наподобие тех, что имеются на защитных решетках колонок многих марок (только не Sonus Faber), и удерживаются на месте очень надежно, то есть нет и речи о том, что ребенок сможет запросто снять панель и утащить к себе в комнату. Элементам придана слегка трапециевидная форма, повторяющая очертания боковин АС. Небольшой вырез (тоже в виде трапеции) сделан в центре задних вертикальных ребер — как раз там, где расположен логотип компании. К другим, пускай и не таким ярким, но оттого не менее привлекательным чертам стиля акустических систем можно отнести отделку высококачественной искусственной кожей (передняя стенка, с плавным загибом наверх) и блестящие алюминиевые кольца по периметрам динамиков — что важно, без портящих облик колонок крепежных деталей (саморезов и пр.). У рассматриваемых напольников есть подставки, в которые снизу по давнему обычаю Hi-Fi ввинчиваются шипы, — «Хамелеоны» словно приподнимаются на коготках, приготовившись… изменить цвет.

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

Теперь о железе. Конструкция верхней модели линейки Chameleon вполне традиционная. Трехполосная конфигурация реализована при помощи двух 180-мм вуферов в фазоинверторном НЧ-оформлении (крупный порт в нижней части передней панели), 150-мм среднечастотника и 29-мм твитера. В официальных материалах о происхождении драйверов говорится лишь следующее: «Sonus Faber design».

Диафрагмы излучателей нижней и средней полос изготовлены из полипропилена, твитер — из ткани со специальной пропиткой. Производитель указывает на отсутствие в магнитном зазоре высокочастотника охлаждающей звуковую катушку ферромагнитной жидкости, что предпочтительно в плане передачи ВЧ-деталей. Паспортные параметры мощности усилителя (40—300 Вт, without clipping) и максимального долговременного напряжения входного сигнала (22 В) — объективная основа отличного энергетического ресурса.

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

Частоты раздела кроссовера 250 и 2500 Гц вполне традиционны для трехполосной акустической системы. Самую ответственную работу, как всегда в подобных случаях, выполняет среднечастотный излучатель. Предусмотрена возможность подключать колонки двухпроводным способом (две пары качественных входных терминалов для bi-wiring/amping).

Обе модели Chameleon произвели очень приятное впечатление благодаря свойственной их звучанию аккуратности, точности и бережному обращению с музыкой. Можно вынести за скобки всегда присущий звучанию колонок Sonus Faber аристократизм. Если во внешнем облике АС очевидна ориентация на передовые дизайнерские тенденции, то по части звучания Chameleon T — это воплощение классики Hi-Fi со всеми присущими ей достоинствами
Sonus Faber Chameleon T, как и другие «Хамелеоны», — колонки 4-омные. Априори это не должно вызывать беспокойства в отношении способности усилителя контролировать сложную нагрузку. Столь авторитетные компании обычно следят за тем, чтобы модуль входного импеданса не приближался к опасному минимуму (как следует из наших измерений, минимум этого параметра составляет около 3 Ом и достигается на частоте 100 Гц). Чувствительность 90 дБ практически не ограничивает выбор усилителя, по крайней мере по параметру выходной мощности. Наконец, важно отметить, что производятся «Хамелеоны» (как и почти вся остальная продукция Sonus Faber) в Италии. Говорить о качестве изготовления считаю излишним.

Во время прослушивания Sonus Faber Chameleon T я попутно познакомился также с полочными колонками Chameleon B. Пары Sonus Faber работали в качественных трактах: напольные колонки — в партнерстве с электроникой Audio Research (за пределами нашей лаборатории) и Bryston (в лаборатории), а мини-мониторы — с компонентами Leema Acoustics.

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

Обе модели Chameleon произвели очень приятное впечатление благодаря свойственной их звучанию аккуратности, точности и бережному обращению с музыкой. Можно вынести за скобки всегда присущий звучанию колонок Sonus Faber аристократизм. Если во внешнем облике АС очевидна ориентация на передовые дизайнерские тенденции, то по части звучания Chameleon T (далее я буду говорить только о них) — это воплощение классики Hi-Fi со всеми присущими ей достоинствами (недостатков я не усматриваю). Мне доводилось немало писать об акустических системах Sonus Faber разных лет и разных серий. Одно из впечатлений от Chameleon T — в их звучании весьма явно проявляется фирменный звуковой стиль. Колонки демонстрируют весьма выразительный и гибкий музыкальный почерк. На счет Sonus Faber можно отнести также отменное качество этого звучания, превосходный баланс всех его компонентов, что является материализацией солидного авторитета итальянской марки.

Высокая нейтральность — одно из основных свойств и достоинств тестируемых АС. Благодаря ей довольно быстро возникает доверие к тому, как «Хамелеоны» преподносят музыку, формируется ощущение звукового комфорта, ведь не приходится додумывать, дослышивать и пересчитывать то, что ты слышишь.

Разумеется, звучание нельзя считать нейтральным и строгим, если в нем проявляются тональные девиации и не вполне корректно передаются тембры. С этими важнейшими компонентами звуковоспроизведения у Chameleon T все в порядке, о чем можно было судить по почти безупречной трансляции тембра фортепиано — и соло («Симфонические этюды» Р. Шумана в исполнении М. Плетнева), и в сопровождении симфонического оркестра (концерт М. Равеля соль мажор в прочтении А. Бенедетти-Микеланджели).

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

Очень хорошо — в сущности, без каких-либо звуковых швов — интегрирован в общее звуковое поле нижний регистр. По-видимому, удачно спроектирован фазоинвертор, который не привлекал к себе внимания шумом порта во время трансляции глубочайшего «продувного» баса и нисколько не разрыхлял НЧ-материю.

Бас Chameleon T дотягивается до значительных глубин (паспортная нижняя граница частотного диапазона — 38 Гц) и обладает немалой энергетикой. Во время прослушивания большого органа с профундовой педалью, поддержанной шеренгами 32-футовых труб, казалось, что широкая звуковая волна поднимается к самому своду грандиозного собора Парижской Богоматери, где на инструменте великого мастера Аристида Кавайе-Колля органист Оливье Латри записал альбом «Midnight at Notre-Dame», уникальный и в музыкальном отношении, и с учетом широчайшего динамического диапазона вошедших в него записей. Поясню: я говорю не о тождественности акустических параметров звучания реального (живого) и искусственного (аудио), а о производимом парой Chameleon T впечатлении очень большого и раскрепощенного звука.

Акустические системы Sonus Faber Chameleon T

АС великолепно передают стереопанораму, которая не только ясна по пространственному сюжету, но и стабильна. Изысканный, можно сказать, живописный характер сцены с точной локализацией и острой детализацией пространственных источников звука в трехмерном объеме проявлялся, например, при исполнении Реквиема Дж. Раттера и альбома «Amused to death» Роджера Уотерса.

Словом, Chameleon T могут послужить надежным и чутким проводником музыки на ее пути от творцов к слушателям. Колонки полностью подчиняют музыке собственную индивидуальность, которая, тем не менее, всегда присутствует. Что и требуется от Hi-Fi-компонента высокого класса.


Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

В среднечастотной области график АЧХ системы Sonus Faber Chameleon T практически полностью укладывается в 2 дБ коридор (неравномерность составляет +\- 1,1 дБ), на высоких частотах показатель заметно больше (рис. 2), но при правильном позиционировании колонок относительно слушателя поведение характеристики стабилизируется. Акустика может играть достаточно громко без слышимых нелинейных искажений. При звуковом давлении 94 дБ (рис. 3, красный график) видимое приращение значения коэффициента в верхней октаве не будет различимо, так как гармонические продукты располагаются в надтональной области частот. Значимое увеличение КНИ в басу приходится на область активного спада чувствительности и совпадает с нижней границей рабочего диапазона частот. На остальном широком интервале среднее значение этого параметра для давления 88 дБ составляет 0,39%. Сопротивление акустики имеет практически резистивно-стабильный вид в наиболее важной области СЧ (рис. 1). Среднее значение параметра составляет 6,7 Ом, минимальное - 3,1 (100 Гц).

Врожденный аристократизм


Передняя, верхняя и задняя панели обтянуты натуральной кожей.

Звучание Sonus Faber Olympica II очаровывает с первых минут прослушивания. Интерпретация темы «Осень» из «Времен года» А. Вивальди Максом Рихтером с альбома «Recomposed by Max Richter. Vivaldi. The Four Seasons» подается весьма впечатляюще. Голос солирующей скрипки полнозвучный, богатый, плавный; басовая линия, возникающая где-то в глубине масштабной сцены, разрастается и делается более весомой. Инструменты камерного оркестра четко сфокусированы, им вполне хватает пространства, чтобы выразить свою индивидуальность. Исполнение завораживает новыми интонациями и смыслами хорошо знакомой музыки.

Динамичности и детальности Olympica II вполне достаточно для выразительного и проработанного проигрывания «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза. Группы инструментов отчетливо различимы на большой сцене, их голоса характерны и тембрально насыщенны. Драматичная четвертая часть, «Шествие на казнь», подается напряженно и эмоционально, барабаны бьют упруго и весомо, задавая рваный, но неумолимый маршевый ритм.

При этом тональный баланс нельзя назвать полностью нейтральным: он немного теплее, чем следует, с умеренно подчеркнутой серединой. Цельность подачи большинства композиций это обстоятельство не разрушает, однако придает им особые оттенки.

Джазовые переложения произведений И. С. Баха, которыми прославилось трио Ж. Лусье, слушаются с удовольствием. Звуки приятно округлые и несколько смягченные, но это не мешает перкуссии быть звонкой, легкой и подробной, роялю – уверенно выводить мелодии и задавать ритмы, а контрабасу – отчетливо проявляться струнными текстурами.

Вокал эти колонки Sonus Faber подают просто замечательно. Исполнители фокусируются на переднем плане, голоса живые, артикулированные, полные характерных особенностей, будь то Д. Дэниелз, поющий церковные кантаты с альбома «J.S. Bach. Sacred Arias & Cantatas» или Г. Херберт с более современными композициями ее альбома «Ten Lives». В первом случае инструменты красиво и безупречно обрамляют солиста, а вот во втором – глубокий басовый ритм порой чуть-чуть затягивается, хотя в целом все очень здорово.

АС Olympica II могут разочаровать лишь поклонников тяжелого рока и других «жестких» жанров – для них они слишком деликатные и вежливые. Не то чтобы им не удавалось отбивать мощные ритмы или выдавать глубокие басы, но они так расставляют динамические акценты, что вместо агрессии получается что-то вроде капризного раздражения. Так, в не самой показательной песне этого типа, «Highway Star» группы Deep Purple, ощущается не бесшабашный задор, а разочарование во взгляде на умчавшийся вдаль автомобиль. Хотя формально придраться вроде бы и не к чему – сцена масштабная, вокал сфокусированный и артикулированный, партии инструментов также хорошо прослеживаются, а играют они ритмично и слаженно.

В заключение следует упомянуть, что партнерами по системе при тестировании Olympica II выступали ЦАП/сетевой плеер Merging+Nadac и усилитель мощности Plinius SB 301 – высококлассные компоненты с нейтральным характером.


Колонки устанавливаются на двух парах ножек-шипов разной высоты, в результате чего корпуса несколько отклоняются назад.

Вывод

В арсенале достоинств Sonus Faber Chameleon T — редкая способность, меняя цвет, встраиваться в любое жилое пространство (диапазон предлагаемых компанией вариантов сменных боковых панелей значителен), а также весьма нейтральное, прекрасно сбалансированное звучание в лучших традициях Hi-Fi. Соответствие высокого дизайнерского и музыкального качества этой модели ее стоимости не вызывает сомнений.

Достоинства
Натуральное изысканное звучание, нейтральная подача, тембральная верность, оригинальная концепция отделки корпусов
Недостатки
Не обнаружены

Источник: www.hi-fi.ru, текст: Артем Аватинян

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Москва
+7(495)127-05-51
Доставляем товары по всей России