Если провести опрос среди матёрых аудиофилов, какие модели они считают легендой звуковой индустрии, то электростатическая акустика Quad наверняка окажется если не в первой пятёрке, то уж в десятке точно. Когда Питер Уокер (Peter Walker) в 1956 году представил первые в мире коммерческие ESL (Electro Static Loudspeakers), они произвели настоящий фурор, а в рекламных буклетах выглядели как послание из будущего. Впрочем, на будущее эти панели на ножках, как выяснилось, и были рассчитаны – сам принцип был гениален, но тогдашний инженерный уровень не позволял реализовать все его преимущества. Первые системы имели низкую чувствительность (а мощных усилителей тогда почти и не было), плохо воспроизводили низкие частоты и стоили чрезвычайно дорого по сравнению с корпусной акустикой.
За счёт наклона корпуса НЧ-секция оказывается ближе к слушателю, за счёт чего достигается лучшее временное согласование полос.
Хотя в теории конструкция у ESL не слишком сложна: излучателями служат тонкие (порядка двух микрон) синтетические мембраны с алюминиевым напылением, которые колеблются в переменном электрическом поле. Поле создаётся входным сигналом, амплитуда которого разгоняется повышающим трансформатором. Для поляризации плёнки на статорные пластины подаётся высокое напряжение – 6000 вольт на басовую секцию и порядка 1500 на высокочастотную. В практической реализации всё это чрезвычайно сложно, поэтому ESL не стали массовым продуктом, но для понимающих меломанов такие системы всегда были вне конкуренции.
Кстати, появление ESL привело к разработке целой ветви других культовых изделий Quad – мощных усилителей с технологией Current Dumping, способных раскачать малочувствительные панели со сложным импедансом. Первой моделью стал оконечник Quad 405, а сам принцип построения выходного каскада используется британской компании и по сей день.
Модель ESL 2912 самая свежая в номенклатуре кводовских электростатов, хотя на рынке она присутствует уже около шести лет. В ней устранены недостатки предыдущих разработок с точки зрения надёжности и пылезащищённости. И, что самое важное, для более эффектного воспроизведения нижнего диапазона добавлена ещё одна басовая секция. Всего же секций шесть – четыре воспроизводят высокие и средние частоты. Благодаря наклону корпуса НЧ-секция оказывается ближе к слушателю, за счёт чего достигается лучшее временное согласование полос и, как следствие, когерентное излучение во всём рабочем диапазоне. Нижняя рабочая граница по уровню -6 дБ заявлена на 32 герцах.
Они явно задумывались как элементы интерьера: верх несущей рамы и основание отделаны шпоном красного дерева, декоративная ткань имеет рельефную фактуру.
Вся электроника – трансформаторы, умножители, кроссоверы и т.д. – спрятаны в основании. Там же – сетевой ввол, выключатель питания и пара клемм для подключения к усилителю. Потребляют панели от сети совсем немного – 6 ВА.
Несмотря на солидный вес (44 кг) и фронтальный размер (147 x 69 см), системы ESL 2912 не кажутся громоздкими. Они явно задумывались как элементы интерьера: верх несущей рамы и основание отделаны шпоном красного дерева, декоративная ткань имеет рельефную фактуру.
В силу того, что входной сигнал подаётся на повышающий трансформатор, планары имеют минимальный импеданс на высоких частотах, у ESL 2912 – 3,8 Ом на 10 кГц. Что обязательно нужно учитывать при выборе усилителя. После нескольких экспериментов мы остановились на моноблоках Esoteric Grandioso M1 мощностью 300 Вт на 8 омах. Слушали винил, CD и файлы высокого разрешения с сервера NAS.
Колонки на самом деле работают как дипольные – несмотря на то, что заднее излучение приглушено поглотителем, их вполне можно слушать и с противоположной стороны. Так что ставить ESL лучше в паре метрах от задней стены. Если это условие соблюдено, проблем с разборчивостью баса не будет.
Каждая нота в нижнем регистре отчётлива и рельефна, а достоверность «живого» инструмента достигается благодаря натуральной атаке и филигранно проработанным послезвучиям.
А баса 2912-е выдают предостаточно, особенно если слушать виниловые пластинки. В этом случае звуковой фундамент получается мощный, совершенно нереальный для планарной акустики. И бас совсем не напоминает сабвуферный, он лёгкий и открытый, при этом движение воздуха в комнате получается за счёт колоссальной площади излучения. Каждая нота в нижнем регистре отчётлива и рельефна, а достоверность «живого» инструмента достигается благодаря натуральной атаке и филигранно проработанным послезвучиям. Мизерная масса излучателей обусловливает совершенно иные, непривычные ощущения от музыки – она кажется более доходчивой, как бы обнажённой до самой своей сути. Вот что значит, мозгу не приходится делать лишнюю работу – ставишь новую пластинку и через несколько секунд совершенно расслабляешься от натуральности подачи и чистоты во всём звуковом диапазоне.
Самое интересное, что при таких габаритах панелей не нарушается тонкая фокусировка источников звука. Невольно ожидаешь гигантских, заполняющих всё пространство солистов и непропорционально раздутых инструментов, но нет — ESL 2912 прорисовывают мнимые источники в правильном масштабе. А рояль и ударную установку, например, очень сложно отличить на слух от реальных.
Но этим системам нужен простор – в небольшом зале, в котором мы их слушали в этот раз, они звучали намного интереснее, чем на выставке MHES в стандартном гостиничном номере. В правильных условиях панели создают шикарную по масштабу сцену и звуковое давление, которое чувствуешь буквально всем телом. И на такой громкости искажения ухо уловить не в состоянии – саунд не теряет ни прозрачности, ни естественности.
В правильных условиях панели создают шикарную по масштабу сцену и звуковое давление, которое чувствуешь буквально всем телом.