Поделиться с друзьями
Статьи: Акустические системы MartinLogan Renaissance ESL 15A
Подробный обзор Martin Logan Renaissance ESL 15A

Электроакустика как раз та область, в которой размер имеет значение. Здесь всё решает площадь излучения и длина волны, и чем эти параметры внушительнее, тем ближе к живому исполнению передаётся динамический и частотный диапазоны музыкальной записи.
Модель Renaissance ESL 15A — одна из самых солидных в каталоге MartinLogan, и мы с ней познакомимся поближе.

Нечто большее

Принято считать, что в понятии High End Audio кроется определённый дуализм. С одной стороны, это чисто техническая сфера, в которой первое слово за инженерами, а с другой — по силе воздействия на слушателя она граничит с искусством. Последнее проистекает из того, что имея дело с техникой подобающего уровня, мы воспринимаем её не как набор комплектующих, а нечто цельное, гармоничное, вызывающее сугубо индивидуальный эмоциональный отклик. Не даром, представляя на своём сайте системы Renaissance ESL 15A, MartinLogan задаёт вопрос: «Мона Лиза» — просто картина с улыбающейся женщиной, или нечто большее?

Аллюзия прозрачна — за 40 лет создания электростатических громкоговорителей американские инженеры научились так состыковывать элементы конструкции, что на выходе действительно получается больше, чем простое сочетание технических характеристик. Так в идеале и бывает: техника, будучи посредником между нами и музыкой, должна как минимум музыку раскрывать.

Так в идеале и бывает: техника, будучи посредником между нами и музыкой, должна как минимум музыку раскрывать.

Модель Renaissance ESL 15A впервые была показана на CES в 2016 году, а сейчас выпускается с некоторыми обновлениями. Общий принцип здесь таков: электростатическая панель шириной 15 дюймов, представляющая собой безынерционный излучатель, дополнена активным сабвуфером с парой 12-дюймовых драйверов, причём каждый из них работает от собственного импульсного усилителя мощностью 500 Вт. Для справки: системы неразборные, каждая весит 63,5 кг.

Теперь коротко о частностях. Почти все конструктивные элементы уникальны, поскольку разработаны инженерами MartinLogan, поэтому описание Renaissance ESL 15A изобилует значками ™. Но я буду их опускать для краткости.

Чтобы панель XStat столь большой площади не деформировалась, она крепится на недавно модифицированной изогнутой раме AirFrame Blade с жесткими прокладками ClearSpar. Она образует линейный источник высотой 117 см. Статор, создающий сильное электрическое поле, здесь новый, MicroPerf. Он акустически прозрачный, благодаря огромному количеству микроскопических перфораций не создаёт сопротивления воздуху при колебании излучателя.

«Мозги» в Renaissance ESL 15A нужны для того, чтобы обеспечить оптимальное согласование сабвуферов фактически с любым помещением.

В сабвуферной секции также реализовано проприетарная разработка, PoweredForce Forward. Суть её в том, что один динамик направлен вперёд, а другой в противоположную сторону, и благодаря тщательно рассчитанному фазовому сдвигу минимизируются отражения от задней стены. Каждый из динамиков с 12-дюймовым алюминиевым диффузором работает в отдельном закрытом отсеке корпуса от собственного усилителя класса D. В свою очередь, усилители управляются 24-битным процессором Vojtko DSP Engine. «Мозги» в Renaissance ESL 15A нужны для того, чтобы обеспечить оптимальное согласование сабвуферов фактически с любым помещением. DSP поддерживает программу коррекции ARC (Anthem Room Correction) с выносным микрофоном (в комплект не входит). Свип-генератор выдаёт скользящий низкочастотный тон, ARC анализирует все отклонения и вводит в усилитель соответствующую коррекцию. Это совсем не лишняя опция, поскольку НЧ-звено в этих системах начинает работать от 22 Гц. Для лучшего субъективного согласования полос имеется переключатель, меняющий АЧХ в нижней середине в пределах +2/0/-2 дБ. Чем ближе сидит слушатель, тем больше должен быть подъём.

   

Напомню, что Джо Войтко (Joe Vojtko) — специалист, отвечающий в MartinLogan за разработку разделительных фильтров. Его патентованные схемы отличаются не только фазовой линейностью, но и задают нужную диаграмму направленности в обеих плоскостях. Фильтр с частотой среза 300 Гц собран из качественных элементов с малыми отклонениями (в частности, резисторы — с допуском 1%). Входной сигнал разгоняется до нужной амплитуды специально разработанными широкополосными трансформаторами на тороидальных сердечниках.

Собственно, этот трансформатор и становится причиной падения импеданса до 0,5 Ома на 20 кГц, поэтому усилитель нужно подбирать такой, который смог бы отдать большой ток на ВЧ. В нашей системе Expression ESL подключались к киловаттным импульсным моноблокам Mark Levinson №53, а источником служил сетевой проигрыватель Aurender N20. Музыка — по трансляции с TIDAL Hi-Fi и HD-файлы с локального NAS сервера.

Принцип PoweredForce Forward реально рабочий — даже на запредельно низких унтертонах ответная реакция комнаты заметно ослаблена.

ESL модели от MartinLogan мы слушаем достаточно часто, и чем солиднее их габариты, тем большее впечатление они производят. Бас начинаешь чувствовать всем телом, причём не только как чистый тон, но и как мощнейшие натуральные вибрации. В звучании контрабаса появляется столько подробностей, что диву даёшься. В самой нижней октаве слышны и гармоники струны, и отклик огромного корпуса — инструмент представлен практически в натуральную величину. Должен заметить, что принцип PoweredForce Forward реально рабочий — даже на запредельно низких унтертонах ответная реакция комнаты заметно ослаблена. В нижнем регистре нет ни монотонности, ни затяжек атаки на резких нотах. Конечно, на разборчивости сказывается не только хитрый алгоритм DSP, но и закрытое оформление НЧ-секции. На записях с участием датского контрабасиста Bo Stief — потрясающее богатство тембральных нюансов.

 
  

Когда у звука такая основа, и картина в целом воспринимается более убедительным. Особенно подкупает контраст низких нот с серебром верхнего регистра. Обертоны не слишком яркие, без «искры», но металл тарелок передаётся изумительно точно. На альбоме Naoko Terai в DSD и скрипку сложно отличить от настоящей, настолько точно передаются характерные особенности её звучания. То же можно сказать и про вокал — и мужской, и женский (дуэт Тони Беннета и Дайаны Кролл «Love Is Here To Stay») абсолютно аутентичны. Отсутствие разделительных фильтров в голосовом диапазоне — великая вещь, получается естественное звучание во всех октавах без подкраски и эмоциональных провалов.

Можно сделать вывод: чем крупнее системы MartinLogan ESL, тем меньше поводов они дают для рассуждений об их пристрастии к определённым жанрам.

Вывод

Если же обобщать ещё глобальнее, можно сделать вывод: чем крупнее системы MartinLogan ESL, тем меньше поводов они дают для рассуждений об их пристрастии к определённым жанрам. Я слушал на Renaissance ESL 15A и Вивальди, концерт RV572 для двух скрипок, и Stooges, и лёгкий джаз Ibrahim Maalouf, и много чего ещё — никаких упрощений или, наоборот, отсебятины, заметить было невозможно. Системы выстраивают стену звука с уникальным разрешением по всему диапазону, и это производит впечатление на любой музыке. Нужно только соблюдать два правила — поскольку системы дипольные, излучают в обе стороны, во избежание отражений расстояние до задней стены комнаты должно быть не менее метра. И второе: не садитесь слишком близко к передней линии, помните поговорку «Большое видится на расстоянии». С достойным усилением Renaissance ESL 15A способны превратить просторную комнату в реальный концертный зал, не потеряв ни объём, ни динамику, ни детальность. Renaissance ESL 15A. И это действительно нечто большее, чем большая панель с сабвуфером.

Достоинства
Качественный и изумительный звук
Недостатки
Во избежание отражений расстояние до задней стены комнаты должно быть не менее метра

Источник: www.salonav.com, 23 сентября 2021 г., текст: Николай Ефремов

Товары

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Москва
+7(495)127-05-51
Доставляем товары по всей России