Собственно говоря, для аудио индустрии такая ситуация довольно типичная: сначала разработчики в ходе дорогостоящих исследований находят решение, способное повысить качество звучания элитных моделей, а затем придумывают, как его адаптировать к изделиям попроще. Впрочем, применительно к технологии Meta это оказалось совсем непросто, поскольку её внедрение потребовало изменения сложной конструкции коаксиальной сборки Uni-Q, которая оптимизировалась и буквально вылизывалась в течение сорока с лишним лет. Именно поэтому разница в цене одних и тех же моделей KEF серий R и R Meta столь велика.
Довесок к эталону
За те годы, что мы имеем дело с акустическими системами KEF, излучатель Uni-Q был неоднократно описан с малейшими подробностями. Поэтому ограничимся лишь принципиальными моментами для понимания, что такое Meta и почему эта технология легла в основу четырёх акустических линеек.
Итак, коаксиальный модуль Uni-Q, в котором на единой акустической оси установлен твитер и среднечастотник, является, по сути, идеальным источником с когерентным излучением. Это очень важно для слухового восприятия, поэтому инженеры KEF совершенствуют свою конструкцию с 1989 года. Задача и в самом деле непростая, поскольку излучатели не должны влиять друг на друга, а от сборки в целом требуется широкая диаграмма направленности во внешней среде. Со временем всего желаемого удалось достичь, и на 12-м поколении Uni-Q можно было бы остановиться, но британские инженеры нашли путь для дальнейших улучшений.
В обычном случае заднее излучение твитера рассеивается во внутреннем объёме акустической системы и никаких проблем не создаёт. Но в Uni-Q позади твитера находится магнитная система среднечастотника, и отражённые от неё звуковые волны с некоторой задержкой возвращаются к куполу с обратной стороны. Эффект не слишком заметный на слух, но на прозрачность верхнего диапазона всё же влияет. В конструкции Uni-Q Meta используется элемент из абсорбирующего звук метаматериала (MAT), созданного инженерами KEF и специалистами Acoustic Metamaterials Group. Это круглая пластина с тщательно продуманной системой лабиринтов, в которой каждый канал эффективно поглощает звук с определенной частотой. Пластина устанавливается за твитером и абсорбирует 99% его заднего излучения. До недавних пор это считалось невозможным, поскольку эффективность стандартных звукопоглощающих материалов не превышает 60%.
Как уже упоминал выше, для установки этого элемента пришлось изменить конструкцию модуля Uni-Q.
В трёхполосной модели R3 Meta установлен именно такой излучатель, состоящий из 5-дюймового среднечастотника, в центре которого закреплён дюймовый твитер. Работает этот тандем в полосе 420 — 58 000 Гц (верхнее значение — по -6 дБ).
Внешнее кольцо Shadow Flare, продолжающее конический профиль излучателя Uni-Q, первоначально было разработано для моделей старшей серии Reference Meta. Оно выполняет функцию волновода, формирующего диаграмму направленности излучателя, и минимизирует дифракцию, возникающую на краях лицевой панели при большой громкости.
Внешнее кольцо Shadow Flare, продолжающее конический профиль излучателя Uni-Q, первоначально было разработано для моделей старшей серии Reference Meta.
Нижний регистр озвучивает 6,5-дюймовый драйвер с диффузором, имеющим форму вогнутой полусферы и структуру сэндвича. Внешний алюминиевый слой обеспечивает жёсткость, а внутренний, из целлюлозы — необходимое демпфирование. Стойкость к деформациям позволяет диффузору работать в поршневом режиме при больших амплитудах во всей НЧ-полосе, от 38 до 420 Гц.
В моделях R Meta порты фазоинверторов выполнены из эластичного полимера, а форма раструбов рассчитывалась по законам гидродинамики, что в совокупности позволило не только избежать механических резонансов, но и избавиться от турбулентных шумов. Кроме того, в комплекте имеются короткие поролоновые трубки и заглушки, позволяющие адаптировать бас к конкретным условиям прослушивания.
При построении корпусов R3 Meta, несмотря на их компактные размеры, были приняты меры для борьбы с вибрациями и резонансами. Для этого применяется фирменная технология связанных слоёв (Constrained Layer Damping), а также система внутренних распорок, устраняющая колебание стенок при работе драйверов.
Для серии R были также разработаны необычные грили — не тканевые, а в виде тонких листов из нескольких слоёв микроволокна. Напротив каждого излучателя проделано 1801 отверстие, чем и обеспечивается акустическая прозрачность. Мониторы с такими грилями выглядят очень стильно.
В моделях R Meta порты фазоинверторов выполнены из эластичного полимера, а форма раструбов рассчитывалась по законам гидродинамики.
Линейка R Meta выпускается в ореховом шпоне (на фото), чёрном и белом лаке, а модель R3 Meta — и в эксклюзивной версии Indigo Gloss Special Edition.
Специально для этой модели были разработаны стойки S3, к которым мониторы жёстко крепятся винтами. В вертикальной «ноге» имеется канал для скрытой прокладки акустического кабеля.