Главное преимущество сферических корпусов в том, что у них нет не только параллельных стенок, но и стенок вообще. Волны, излучаемые обратной стороной диффузора, переотражаются от внутренней поверхности равномерно в разных направлениях, и большая их часть взаимно компенсируется. В результате получается гораздо более ровная частотная характеристика, чем у того же динамика в прямоугольном корпусе. Кроме того, сфера обладает повышенной жёсткостью безо всяких рёбер и стяжек. Эти полезные обстоятельства известны давно, но лишь немногие производители решились на серийный выпуск подобной акустики, т.к. в производстве она гораздо дороже обычной и по материалам, и по изготовлению.
На срезе корпуса установлен коаксиальный драйвер – 6,5-дюймовый басовик с диффузором из пропитанной целлюлозы с дюймовым шёлковым куполом твитера.
Для французской компании Elipson подобные трудности особого значения не имели – её специалисты начали изучать электроакустику и проектировать колонки ещё в 1940-м, а первые звучащие шары изготавливали, нанося синтетическую шпатлёвку на проволочный каркас. Впрочем, первая подобная система, серийно выпущенная в 1951 году, имела не сферическую, а эллипсоидную форму, что и дало компании нынешнее название – до 1951-го она называлась Multimoteur. В настоящее время под маркой Elipson выпускаются не только круглые, но и традиционные прямоугольные системы, в т.ч. и беспроводные, а также сабвуферы, проигрыватели винила, усилители и различные аксессуары для любителей музыки. Есть даже «Поющее дерево» — 12 шаров и сабвуфер на подвесах разной длины.
Модель Planet L выпускается уже более десяти лет и, насколько нам известно, снимать её с производства пока не собираются. Конструкция получилась удачная – сфера диаметром 29 см имеет объём достаточный для воспроизведения вполне приемлемого баса (нижняя граница заявлена на 48 герцах) и при этом не кажется громоздкой. На срезе корпуса установлен коаксиальный драйвер – 6,5-дюймовый басовик с диффузором из пропитанной целлюлозы с дюймовым шёлковым куполом твитера в центре. По характеристикам такая конструкция близка к точечному источнику излучения – благодаря идеальному фазовому согласованию полос фронты звуковых волн на разных частотах приходят к слушателю одновременно. Второе преимущество в том, что диаграмма направленности коаксиальной сборки в сферическом корпусе одинаково широка и по вертикали, и по горизонтали. НЧ-головка работает в фазоинверторном оформлении с портом, выведенным назад.
По характеристикам такая конструкция близка к точечному источнику излучения – благодаря идеальному фазовому согласованию полос фронты звуковых волн на разных частотах приходят к слушателю одновременно.
Полосы в Planet L делятся на 2500 Гц фильтрами, собранными из тщательно подобранных компонентов, внутренняя разводка сделана акустическим кабелем из чистой меди. Входных клемм две, что для дизайнерской акустики вполне объяснимо. Каждый шарик весит прилично – 8,5 кг.
Выпуклый металлический гриль крепится к корпусу на магнитах, равномерно расположенных по его окружности. В комплект входит алюминиевое кольцо, позволяющее установить сферу на плоской поверхности. Но это далеко не единственный вариант размещения Planet L – их можно закрепить, как у нас, на стойках (цена 15 990 руб. за пару), пропустив кабель внутри вертикальной опоры, повесить на стенном (9900 руб.) или и потолочном (8990 руб.) кронштейне. Известны инсталляции, в которых сферы почти полностью утапливались в подвесной потолок или фальшстены. Но при открытой установке Planet L всё же смотрятся лучше, тем более что они выпускаются в широкой цветовой гамме: в матовой отделке Mercury Ice, Neptune Stone, Saturn Dust (как выглядят эти оттенки, можно посмотреть на сайте производителя), а также в чёрном, белом или красном глянцевым лаке. Стоит пара таких акустических систем 77 980 рублей.