

Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности.
В линейке Aria акустические системы 936 занимают второе место сверху после старших напольников с индексом 948. Относительно последних замечу, что они снабжены НЧ-излучателями нетипичного для нижних и средних моделей Focal калибра — 21 см; ранее «восьмерки» и более крупные динамики можно было видеть только в АС семейства Utopia. Вот еще один из сюрпризов новой серии. Но, возвращаясь к 936-м, можно сказать, что идейно это типичные фирменные колонки, взявшие довольно много деталей, и важных, и второстепенных, у полноформатных напольных моделей Chorus. Прежде всего — классические фокаловские корпуса с набором из трех низкочастотных вуферов, одного среднечастотника (конусы всех четырех динамиков сделаны из идентичного материала, однако имеются и различия; в частности, из видимого снаружи — в форме защитных колпачков) и твитера с обычным для Focal инвертированным куполом. Материал пищалки — сплав алюминия и магния, но есть одно примечательное отличие от того, что встречалось нам прежде. Вместо массивного обрамления из литого алюминия, присутствующего практически у всех АС компании, тут установлена овальная накладка со сложным профилем и внешним покрытием из полиуретана. Форма профиля недвусмысленно намекает на желание производителя подправить горизонтальную диаграмму направленности, максимально уравняв осевое и боковое излучение, причем наши измерения подтверждают успешность замысла (см. лабораторный отчет, рис. 2). В спецификации на колонки упоминается и другое новшество, связанное с высокочастотным излучателем, — подвес из материала Poron, применяемый в старших линейках Focal. Наконец, третий новый момент в конструкции (по справедливости его следовало бы назвать первым, учитывая важность) — те самые сэндвичи Flax. Фирма выложила на своем сайте интересный информационный бюллетень, посвященный этой технологии, и я настоятельно советую всем любопытствующим изучить его в деталях. Если же кратко, то сэндвичи состоят из привычных для Focal оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм). Отдельные нити собираются в технические пучки, по несколько десятков волокон в каждом, переплетение внутри пучков отсутствует. Focal объясняет свое обращение к этому необычному для себя материалу простотой обработки — ее легко автоматизировать и она не требует дорогостоящего ручного труда. Кроме того, отмечается высокое качество исходного материала — льна, по выращиванию и поставкам которого Франция является европейским лидером. Кроме того, подчеркивается жесткость такой льняной вставки, дополнительная к жесткости внешних поверхностей из стеклоткани, плюс легкость материала вследствие большого количества пустот в техническом пучке нитей. И, наконец, излюбленная фишка Focal — возможность простой регулировки толщины внутреннего слоя для получения динамиков с разными параметрами (в W-сэндвичах это достигается как результат разной толщины слоя пены, а тут — за счет формирования пучков с разным числом нитей).



Из общих с колонками Chorus деталей конструкции отмечу очень похожие корпуса со слегка непараллельными стенками, сделанные все же несколько попроще, чем в серии Electra (новая линейка позиционируется как стоящая на ступень ниже Electra, но выше Chorus, то есть занимающая промежуточное положение между ними), три порта фазоинвертора — два небольших под нижним мидвуфером на передней панели и один большой, выведенный вниз, на литое алюминиевое основание, а также знакомую и неоднократно описанную нами в тестах Focal Chorus пару акустических терминалов, предполагающих коммутацию кабелями с разделкой «лопатками», «бананами» или просто голым проводом. Однако по контрасту с теми же Chorus внешность 936-х демонстрирует исключительную стильность, выдержанный дизайн и аккуратность изготовления, что напрямую роднит Aria со старшими моделями. Передние и задние панели отделаны фактурной искусственной кожей, верхняя крышка — стеклянная, а бока — с покрытием под орех. Сами корпуса имеют изящные плавные изгибы, во всем снова проглядывают рука Focal и привычное для фирмы чувство стиля.


Сэндвичи Flax состоят из оболочек из стеклоткани толщиной 0,04 мм, между которыми проложена прессованная вставка из пучков льняных волокон (длина волокон варьирует от 6 до 10 см, диаметр каждой нити тоже разный, как свойственно натуральным растительным волокнам, но не превышает 40 мкм).
По части почерка надо отметить крупный и серьезный звук, причем у непрогретых АС бас даже кажется немного тяжеловесным, хотя после не слишком продолжительной разминки динамиков подобное ощущение уходит. И все же низкочастотный регистр обращает здесь на себя внимание. Пожалуй, Aria 936 — первый у Focal пример со столь густым и неожиданно насыщенным басом (интересно, что же тогда показывает в этом смысле «крупнокалиберная» модель 948?). В целом акустические системы демонстрируют очень хорошую мелодику, музыкальность и пластику, спокойное открытое воспроизведение музыки и ясные звонкие ВЧ (хотя присутствует и определенная смягченность подачи, равномерная по всем частотным поддиапазонам и подправленная только весьма уверенным нажимом по низам, который отмечался выше). Натуральные инструменты и голоса ясные и полновесные, без грузности и лишней теплоты, не матовые и не тусклые; информативные шумы чуть приглушены, но все же прослушиваются. Звучание очень внятное и хорошо артикулированное, не наблюдается никакой грубости или линейности. Новые сэндвичи заметно ровнее стыкуются с высокочастотным излучателем, чем у Chorus, а середина выглядит гораздо более информативной. Так что переход с полигласа на лен лично я однозначно одобряю, несмотря на появившуюся мягкость, ранее не свойственную моделям Focal. Звучание линейки Aria действительно более разборчивое и прорисованное, но в то же время связное, доставляющее удовольствие своей логичностью и музыкальностью, да и просто более благородное. Эту акустику явно делали люди, которые любят музыку, в том числе сложную академическую, и понимают ее непростые требования. Хотя напористый металл колонки Aria 936 отрабатывают ничуть не хуже, а местами даже и лучше, генерируя великолепный безбашенный и дерзкий звук с отменной энергетикой, очень крупный и вкусный. В смачных басовых партиях кажется, что все три вуфера как единое целое идут в настоящее наступление, а упругая волна просто бьет в грудь (что редко встречается у современных, преимущественно худосочных, АС). В этом контексте не стоит увлекаться подбором «мясных» компонентов к акустике — она и сама без проблем со всем справится.


