Поделиться с друзьями
Jamo Concert C 93 II: нетривиальные колонки в скандинавском стиле
Полный обзор Jamo C 93 II
Сегмент компактных акустических систем – это поле ожесточённой борьбы, где каждый крупный бренд имеет по меньшей мере одного игрока, а зачастую – даже несколько. Нетрудно понять, почему, ведь у производителей есть традиция делать крупные напольные бюджетные колонки, в то время как дизайн интерьера зачастую располагает к акустическим системам небольшого размера, которые выдают при этом основательное, полноценное звучание. Это побудило вендоров развивать идею компактных полочных колонок за пределами самого базового бюджетного уровня. Результатом является достаточно широкий выбор моделей с более продвинутым техническим оснащением – и, зачастую, лучшей производительностью – при сохранении скромных и аккуратных размеров корпуса.

Отряд Модов

Рассматриваемые нами акустические системы, Jamo C 93 II – это не самая младшая модель в серии Concert 9 II – такая честь достается C 91 II, которые стоят несколько дешевле и отличаются более компактными габаритами. Благодаря тому, что описывается как "премиальная отделка", с интересными на вид “твидовыми” грилями, новые модели Jamo созданы, чтобы соответствовать актуальному, современному интерьеру. Эти колонки являются частью шестиступенчатой фирменной линейки акустических систем, следующей за трендом сокращения ассортимента аппаратуры до необходимого минимума (вместо старого способа запуска множества моделей, предназначенных для заполнения каждой возможной рыночной ниши).

Ассортимент серии также включает две модели напольных колонок – C 95 II и C 97 II, акустику центрального канала C 9 CEN II и акустические системы объемного звучания C 9 SUR II.

Что касается внешнего оформления, то даже с учетом весьма доступного ценового сегмента этих колонок, прогресс сразу заметен: Jamo щеголяют изящной отделкой, с симпатичным корпусом, удачно дополненным “сатиновыми” грилями, крепящимися при помощи магнитов, и своеобразными кольцами вокруг драйверов, а также полированными хромированными логотипами на боковых стенках. В итоге, мы получаем очень стильное, хотя и достаточно необычное оформление корпуса. Jamo, чутко отреагировав на высокие стандарты современного промышленного дизайна, предлагают действительно интересный внешний вид, доступный теперь даже в самом бюджетном сегменте акустических систем.

Jamo Concert 9 Series II

C 93 II – это слегка округлые по форме полочные колонки (Jamo называют их "мониторами") высотой 35 см. Каждая колонка оснащена 25-миллиметровым твитером и 15,25-сантиметровым вуфером, который дополнен портом фазоинвертора, выведенным на тыльную стенку корпуса. Колонки подключаются к усилителю при помощи одной пары клемм. В отличие от C93 II, младшая акустика C 91 II имеет высоту всего 26,5 см и использует 10-сантиметровый мидбасовый драйвер. Компоновка динамиков выглядит достаточно обычной, но стоит отметить, что шёлковый купольный твитер расположен в центре большого и достаточно глубокого "антидифракционного волновода", предназначенного для контроля дисперсии и обеспечения хорошей прорисовки звуковой сцены, даже если вы находитесь вдали от точки оптимального стереоэффекта.

Что касается мидбасовых драйверов, они также утоплены в своеобразный дефлектор; это даёт небольшой эффект рупора, который также помогает контролировать дисперсию. Динамик создан по технологии "Hybrid Composition Conical Cone", обеспечивающей оптимальное сочетание жесткости и демпфирования. Новый драйвер создан на основе разработанного ранее "Hard Conical Cone", который использовался в предыдущей серии колонок Concert. Он построен на основе трёхслойной сэндвич-конструкции: жесткие наружные слои прекрасно сохраняют форму конуса, в то время как податливый внутренний слой уверенно снижает резонансы. Алюминиевый центральный колпачок предназначен для охлаждения "мотора", а также для предотвращения повреждения конуса.

Лёгкий драйв

Заявленная номинальная чувствительность 88 дБ/Вт/м несколько оптимистична, но C 93 II определённо не будет представлять особой проблемы для современных усилителей. Единственным спорным аспектом конструкции, вероятнее всего, будет защитная сетка на фронтальной панели. Эта особенность всех колонок серии C 9 II, безусловно, придаёт им особенный внешний вид, простираясь за пределы корпуса и помогая избежать некоторых сложностей, которые возникают, когда защитная сетка плотно прилегает к корпусу колонок. Некоторые производители решают эту проблему сглаживая стыки между панелями и делая их скруглёнными, но Jamo решили увеличить расстояние между грилями и стенками корпуса.

Тем не менее, эти внешне интересные дефлекторы действительно добавляют ощущение объемности, хотя по меньшей мере один наблюдатель заметил, что они выглядят "слегка фальшивыми", а колонка на самом деле была меньше, чем казалось изначально. Суть этого дизайнерского хода абсолютно понятна, но критика будет заключаться в том, что такое решение просто заставляет акустическую систему выглядеть несколько чрезмерно стилизованной – кто его знает, может быть, я просто последователь клуба любителей обычной прямоугольной коробки! Когда речь заходит о более крупных моделях C 9 II, где изогнутость корпуса визуально уменьшается из-за высоты колонок, этот эффект практически неуловим. Но когда акустические системы уменьшаются до размеров полочных колонок, появляется ощущение, что в сочетании с этими накладными кольцами вокруг динамиков, колонки выглядят немного "пучеглазыми".

В руководстве пользователя для серии C 9 II мало говорится о предлагаемом расположении колонок относительно боковых и задних стен, за исключением общих диаграмм, согласно которым, все стереоколонки, от небольших C 91 II, до массивных C 97 II, следует разместить на расстоянии не менее 2 м друг от друга и на одинаковом расстоянии от слушателя, сформировав при этом равносторонний треугольник.

Jamo Concert 9 Series II

На иллюстрации Jamo колонки плотно прижаты к задней стене, находятся достаточно близко к боковым стенам, и направлены ровно вперёд. Действительно, у C 93 II даже есть небольшое крепление, предназначенное для подвешивания колонки на стене при помощи единственного самореза (хотя я, вероятно, не буду рисковать с подобной затеей, учитывая, что колонки весят по 6,4 кг каждая). Тем не менее, я попытался разместить эти акустические системы вплотную к стене, установив C 93 II на прочных, тяжелых стойках и подключив их к нескольким усилителям, от скромного Cambridge Audio AXA35, до Naim Nait XS 3.

Результаты оказались неоднозначными: с колонками, плотно прижатыми к стене, бас был слишком невыразительным, и это ощущение заметно уменьшалась, когда колонки были сдвинуты примерно на 0,5 м вглубь комнаты. Между тем звуковая сцена и фокусировка – свидетельство усилий Jamo по оптимизации дисперсионных характеристик – стали ещё лучше, когда колонки были совсем слегка развёрнуты под углом к слушателю, что добавляло звучанию ощущение глубины. Конечно, в каждом конкретном случае всё может варьироваться, поскольку акустические системы будут звучать по-разному в разных комнатах, как бы ни старались разработчики предусмотреть все возможные варианты.

Таким образом, колонки C 93 II показали именно то, на что они способны: действительно впечатляющее звучание, что очень напомнило замечательные качества предыдущих моделей колонок от Jamo. У них проявляется очень эмоциональная музыкальность, если эти колонки как следует “раскачать”; звук получается достаточно основательным, но в то же время C 93 II плавно и аккуратно интегрируют средние и высокие частоты, чтобы создать звук, который является одновременно естественным и насыщенным.

Однако совершенно нельзя сказать, что эти колонки явно чего-то лишены – ну, разве что стоит отметить отсутствие совершенно глубокого баса из этих компактных корпусов. Вместо этого, небольшие Jamo звучат подробно и ясно, с точной передачей тональности, тембров голосов и инструментов. Твитер делает свою работу практически идеально, колонки звучит лишь слегка сухо и аналитично с некоторыми записями, хотя несомненно, это свойство воспринимается как совершенно нормальное явление в общем контексте звучания C 93 II.


Время качества

С джазовыми стандартами Крисси Хайнд с альбома Valve Bone Woe, Jamo C 93 II убедительны в плане передачи записанного крупным планом вокала, с одновременно плотным и основательным звучанием аккомпанирующего ансамбля. То, что басу не хватает абсолютного разрешения, безусловно, компенсируется в скорости и подвижности этих колонок: ощущение присутствия музыкантов в помещении необычайно сильно при прослушивании с относительно близкого расстояния – то есть, в пределах нескольких метров.

Jamo Concert 9 Series II

Однако это ощущение "присутствия" исполнителей становится более рассеянным, когда C 93 II работают на достаточно больших расстояниях. Безусловно, эти колонки предназначены для небольших или средних комнат, и Jamo также предлагает весьма привлекательные по цене варианты для озвучивания больших пространств, в виде двух напольных моделей серии С 9 II.

Вероятно, это не те колонки, которые стоит выбрать, если вы склоняетесь, например, к прослушиванию больших оркестров; хотя C 93 II, несомненно, будут достаточно громкими, поддержат хорошую динамику и сфокусированную стереопанораму – по крайней мере, с достаточным усилением.

Прослушивание на высокой громкости с недорогим усилителем Cambridge Audio AXA35 (кстати говоря, очень достойный аппарат), дал намёк на некоторое балансирование на грани, с записью 9-й симфонии Брукнера в исполнении Питтсбургского симфонического оркестра. Действительно, потребовалось сделать шаг к гораздо более дорогому усилителю Naim Nait XS 3, чтобы получить от колонок более уверенный результат, но даже в этом случае было некоторое ощущение сдерживания звука по мере повышения уровня громкости.

Всё было намного лучше с недавним релизом Clannel Classics, “Зимний путь” Шуберта, что позволило естественности звучания и высокому уровню детализации этих колонок выйти на передний план. Несомненно, C 93 II – это очень удачная разработка, но важно понимать, что ограничения в любом случае присутствуют, как и в случае с любыми акустическими системами относительно скромного размера и невысокой цены.

Вердикт

Колонки C 93 II очень хороши и безусловно, будут радовать слушателя, если использовать их так, как они задуманы – в небольших или средних помещениях, в комплекте с приличным усилителем. Установите их правильно, и они будут обеспечивать хороший фокус, выверенную тональность и много панча, лишь слегка закипая, если вы попросите от них слишком много (когда дело доходит до заполнения звуком всей комнаты или абсолютного уровня громкости). Эстетика – это дело вкуса, но в целом, C 93 II остаются прекрасными колонками.

Датские корни

Jamo прошли долгий путь с тех пор, как эта компания была основана в 1968 году Пребеном Якобсеном и Джулиусом Мортенсеном, которые взяли название бренда от первых двух букв своих фамилий. На сегодняшний день компания успешно применяет собственные "датские принципы дизайна" и "чтит свои скандинавские корни", но 51 год спустя – это уже совсем другая компания. В начале 2000-х годов, столкнувшись с падением продаж, основной инвестор продал свою долю компании Датскому банку, а производство было перенесено в Китай. Затем в 2005 году она была куплена Klipsch Audio Technologies, дочерней компанией VOXX International, которая также владеет компаниями Acoustic Research, Heco и Magnat. В наши дни Jamo описывает себя как "высокотехнологичную коллаборацию, использующую ресурсы со всего мира" в создании своих продуктов.

Лабораторный отчет

Учитывая компактные размеры C 93 II, было весьма вероятно, что указанная чувствительность 88 дБ окажется оптимистичной, что и подтвердилось по итогам измерений. В то время как показатель с розовым шумом в 87,2 дБ был близок к заявленному, "музыкальная" цифра 86,1 дБ оказалась уже более далека от заявленной. Подобный диспаритет всегда возникает из-за неплоской частотной характеристики, измеренной в данном случае на расстоянии 1 м по оси твитера. Отклик похвально равномерный до 4 кГц, а затем начинается крутой подъем до 17 кГц, прерываемый только заметным снижением на частоте 9,3 кГц. Этот высокочастотный подъем можно успешно скорректировать путем прослушивания достаточно далеко от оси, но при этом эффективная чувствительность упадет еще ниже, примерно до 85 дБ.

Jamo Concert 9 Series II

Jamo Concert 9 Series II

Номинальный импеданс 6 Ом тоже выходит с натяжкой. Обычно это означало бы, что модуль импеданса не опускается ниже 4,8 Ом, но измеренный минимум достиг 3,4 Ом, что по сути делает эту акустику 4-омной. Из-за подъёма на высоких частотах неравномерность частотной характеристики составляет ±5,4 дБ и ±6,0 дБ (для каждой колонки), но отклонение до 4 кГц составляет примерно ±2 дБ, поэтому равномерность отклика будет намного лучше, если колонки не будут направлены точно в сторону слушателя. Диспаритет характеристик двух колонок из тестируемой пары немного разочаровывает: ±1,7 дБ, но для большей части диапазона частот (до 14 кГц) разница заметно меньше, в пределах ±0,7 дБ. Дифракционно-скорректированные суммированные измерения в ближнем поле показывают, что басовый отклик стремительно падает ниже частоты 70 Гц, достигая 56 Гц (–6 дБ относительно частоты 200 Гц). Потоковый график CSD показывает некоторые высокочастотные резонансы, подавляемые здесь подъёмом на высоких частотах.

Чувствительность: (SPL/1м/2.83 В – среднее/IEC/музыка): 90.0 дБ / 87.2 дБ / 86.1 дБ
Модуль импеданса: минимум и максимум (20 Гц–20 кГц): 3,4 ом @ 210 Гц, 22,3 ом @ 37 Гц
Фаза импеданса: минимум и максимум (20 Гц-20 кГц): -51° @ 108 Гц, 50° @ 850 Гц
Неравномерность АЧХ: (200 Гц-20 кГц): ±5,4 дБ / ±6,0 дБ
THD 100 Гц / 1 кГц/ 10 кГц (для 90 дБ SPL/1 м): 0.5% / 0.2% / 0.3%
Габариты / вес (каждой колонки): 350x200x259mm / 6.4 kg



Источник: pult.ru, март 2020, Трисветов Сергей

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Москва
+7(495)127-05-51
Доставляем товары по всей России