Поделиться с друзьями
AV-ресивер Pioneer SC-LX801
Полный обзор Pioneer SC-LX801
В модельной иерархии 801-й Pioneer стоит на ступеньку ниже 11.2-канального флагмана, но по классу и качеству исполнения не уступает ему нисколько. Именно поэтому мы решили не проводить испытания топового аппарата, как мы делали год назад, а устроили особый тест, изощрённее которого многоканальные ресиверы, наверное, не проходили никогда.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

Не удивлюсь, если к этой статье ниже пойдут комментарии от бывалых «хай-файщиков» в духе «чтобы вы ни говорили, а ни один многоканальный ресивер, тем более с усилителями класса D, не сможет и близко подобраться к звучанию хорошего интегральника…» Сила предубеждения меломанов к театральным компонентам (как и к импульсному усилению) сегодня так велика, что к каким-либо здравым аргументам они обычно не прислушиваются.

Тем не менее, попробуем всё же их найти, и для этого поставим чистый эксперимент: включим AV-ресивер в короткий стереотракт, но с дорогой акустикой и кабелями исключительно референсного класса (полный состав приведен в выносе «Система»). Пусть наш испытуемый сначала проявит свои способности вкупе с крайне требовательными аудиофильскими компонентами, способными показать мельчайшие особенности звучания аудиотехники любого уровня, и только после этого сделаем выводы.

Pioneer SC-LX801 в полной мере подходит для таких аудиофильских экспериментов. Как мы уже отметили выше, он уступает топ-модели лишь в количестве усилительных каналов. Идентичных 200-ваттных модулей Direct Energy HD в этом аппарате на два меньше, что даже лучше – его массивный трансформатор и выпрямитель нагружается не так сильно, как у флагмана (810 Вт против 850 при одновременной работе всех каналов). Теперь поделите имеющийся резерв источника питания не на девять оконечников, а лишь на два, задействованных при воспроизведении музыки в режиме стерео. Уверяю вас, вы не найдете ни одного интегрального усилителя с такой же энерговооруженностью!




Если этот аргумент не убедителен, прислушайтесь еще к одному – в массе 801-й уступает 18,3-килограммовому флагаману всего 200 граммов (для сравнения: девятиканальный SC-LX701 легче уже более чем на три кг). Детали шасси, задней стенки и отдельная стальная платформа трансформатора у него такие же основательные, как и у старшего брата. Все части скрепляются при помощи омедненных винтов. Внешний кожух ставится через прокладки-демпферы и дополнительно фиксируется винтами у передней стенки. Под ним сквозь вентиляционные щели можно разглядеть платы предварительного тракта и процессора, а еще ниже — сплошной металлический короб, в который упрятана вся импульсная усилительная начинка. И чем такая внутренняя компоновка хуже раздельных компонентов?

В силу того, что коммутационная, сетевая и декодерная схемы полностью идентичны модели SC-LX901, не будем перечислять всех системных, настроечных, мультирумных и форматных возможностей (об этом, как и о звучании в многоканальном режиме, подробно написано здесь. Повторим лишь главное, что предопределяет именно качество воспроизведения.

В ресивере реализована архитектура короткого сигнального тракта. Он начинается с пары SHARC-процессоров Analog Devices, работающих в связке с современным многоканальным DSP Texas Instruments Aureus.

В ресивере реализована архитектура короткого сигнального тракта. Он начинается с пары SHARC-процессоров Analog Devices, работающих в связке с современным многоканальным DSP Texas Instruments Aureus. За цифроаналоговое преобразование отвечают восьмиканальные чипы ESS Sabre32 Ultra ES9016S с динамическим диапазоном 124 дБ. Непосредственно за ними следуют усилители Direct Energy HD, построенные на специально разработанных операционниках NJM4585 (установлены во входной части модулей перед драйверами) и высокоскоростных полевых транзисторах-ключах Direct Power FET в оконечных каскадах. Кстати, при разработке аппаратной и программной частей тракта Pioneer привлекала «золотые уши» — звукорежиссёров из AIR Studios, о чем свидетельствует логотип под гигантской ручкой громкости.




В тракте SC-LX801 имеется продвинутая автокалибровочная система MCACC Pro. Принято считать, что она нужна только для настройки многоканального звукового поля. Но в её составе есть весьма изощренные функции, которые могут пригодиться и для тонкой рум-коррекции в музыкальных режимах. Например, после прогона акустики с прилагаемым микрофоном ресивер не только сформирует необходимые частотные и фазовые коррекции для всех каналов, но также создаст профиль низкочастотных резонансов в комнате и просчитает интенсивность ревербераций в разных областях спектра. А это – уникальные данные, которые можно вывести на монитор и по ним выявить возможные проблемы в акустике помещения, чтобы далее найти эффективные способы тюнинга при помощи звукопоглощающих панелей и рассеивателей. Разумеется, никто не запрещает пользоваться и ручными настройками – все предлагаемые MCACC «правки» можно частично отключать, модифицировать на свое усмотрение, корректировать поканально 9-полосным эквалайзером, сохранять в памяти и т. д. Поле для творческих экспериментов огромное!

После прогона акустики с прилагаемым микрофоном ресивер не только сформирует необходимые частотные и фазовые коррекции для всех каналов, но также создаст профиль низкочастотных резонансов в комнате и просчитает интенсивность ревербераций в разных областях спектра.

Однако следует учитывать три обстоятельства. За любые тонкие звуковые настройки следует приниматься лишь после того, как ресивер проработает примерно 30 минут и хорошенько разогреется (в самом прямом смысле) – как выяснилось, температурный режим имеет для него очень большое значение. Холодным аппарат звучит с «жестяными» оттенками, а начальная автокалибровка, сделанная сразу после включения, выполняется не самым корректным образом. Можете сами проверить, повторив эту операцию позже «на горячую» – удивитесь, насколько результат станет лучше.

Второе условие связано с режимом Pure Direct. Даже при его включении часть настроек MCACC остается активной (горит соответствующий голубой индикатор). Поэтому, чтобы узнать, как звучит 801-й в настоящем «чистом» режиме, мы после прогрева ресивера выполнили полный сброс настроек на заводские, а далее лишь установили в бас-менеджере полный диапазон для фронтальной стереопары. Никаких других настроек в ходе прослушивания не делалось. Более того, мы постоянно следили через установленное на iPad управляющее приложение, чтобы темброблок, апсэмплеры и прочие «улучшайзеры» оставались отключенными.




Третий момент касается возможных щелчков при воспроизведении. Они возникают, когда внутренняя система ФАПЧ, синхронизирующая ЦАП, вынуждена вмешиваться в процесс захвата тактовых импульсов. В SC-LX801 по умолчанию включен самый жесткий режим подавления джиттера ради наилучшего качества звучания, но из-за него и вероятность артефактов выше. Помогает решить проблему настройка Lock Range Ajust, которая в управляющем приложении открывается иконкой Sound.

Поначалу к ресиверу были подключены 6-омные полочные системы Harbeth, аналогичные легендарным мини-моторам BBC. Они линейны, супердетальны, но обладают крайне малой чувствительностью (83,5 дБ), отчего и становятся подчас экстремальным испытанием для усилительной техники. Тем не менее, ресивер с ними справился. Динамика получилась внятная и сильная. Сцена масштабная и глубокая – характерной для многих многоканальников размытости или преувеличения образов нет и в помине. Средний регистр слегка зажат, зато совершенно линеен и содержит все тембральные составляющие. Верх вообще образцово нейтрален. Повод для сомнений вызвал лишь нижний регистр. Будь в нём больше твердости и скорости, мы бы безоговорочно признали за ресивером хорошие способности по части контроля малочувствительной акустики. Но и в таким сложном случае SC-LX801 сумел удивить энергетикой и глубиной баса от полочных мониторов, хотя лучший способ облегчить задачу усилителям – всё-таки применить бай-ампинг (такая возможность, естественно, в ресивере предусмотрена), но «Харбеты» допускали только однополосное подключение.

Бас оформленный и осязаемый, достаточно быстрый и, главное, не растекается раскатами по помещению – иллюзия, что звук исходит от настоящего живого барабана или контрабаса очень сильна.

Опасения, что с гораздо более крупными 4-омными Dynaudio ресиверу будет спеться ещё труднее, не оправдались. Даже наоборот – как раз с акустикой, которая обладает большей чувствительностью (88 дБ), но требует более высокого входного тока, усилители Direct Energy HD прекрасно поладили (как и подобает продвинутым схемам класса D). Обычно при прослушивании мы снимаем с этих АС тканевые грили, слегка скрадывающие микродинамику, но здесь появилось желание поставить обратно, чтобы они смягчили легчайший акцент на ВЧ. Но приписывать его усилительной секции ресивера не будем, такую особенность, наряду с едва заметной «глянцевой» подачей средней полосы, мы уже не раз отмечали у всех устройства с ЦАПами Sabre32. И то, что мы заметили это и теперь, уже само по себе свидетельство высокой прозрачности тракта SC-LX801. Собственные усилители у него уж точно нейтральны – у многих традиционных оконечников даже весьма высокого класса в звучании проявляется больше т.н. транзисторных артефактов, чем у этого ресивера суховатой подкраски, типичной для импульсных схем (последней здесь, можно сказать, нет вовсе).




С Dynaudio и без всякого бай-ампинга аппарат буквально «печатает» низкий регистр. Бас оформленный и осязаемый, достаточно быстрый и, главное, не растекается раскатами по помещению – иллюзия, что звук исходит от настоящего живого барабана или контрабаса очень сильна.

Также классно раскрывается и сцена. Звуки «сидят» в акустике до тех пор, пока SC-LX801 набирает рабочую температуру, а затем вдруг обнаруживаешь перед собой роскошный ландшафт из сфокусированных виртуальных источников, реалистично расставленных по всем планам и окруженных правдоподобной атмосферой. Деталей и подробностей – в избытке, причем информация, которую извлекает ресивер, никогда не кажется искусственной, формальной или схематичной. Многие обладатели двухканальных усилителей дорого бы заплатили за такую чистую и откровенную подачу.

Уж насколько хорошо всё звучало с флешки, но из сетевого хранилища NAS те же самые файлы воспроизводились еще музыкальнее – богаче стали тембры, еще более естественна общая атмосфера!

Всё перечисленное достигалось при проигрывании аудиофайлов с USB-флешки и при включенном режиме Pure Direct. Просто Direct дает прибавку динамики, вносит яркие нотки и чуть нивелирует нюансы – разница между контентом качества CD и Hi-Res проявляется уже не так явно, как в «чисто прямом» тракте. Обычный стерео режим, когда сигнал проходит полный процессинг, вносит еще больше тональных и микродинамических акцентов. Если же включить любой из surround пресетов, то знакомые фонограммы могут воспроизводиться совершенно непривычно. А ведь звучание ресиверов часто оценивают именно в таких режимах, и делают вывод об их непригодности для прослушивания музыки.

В финале мы прогнали аппарат и с другими источниками. Уж насколько хорошо всё звучало с флешки, но из сетевого хранилища NAS те же самые файлы воспроизводились еще музыкальнее – богаче стали тембры, еще более естественна общая атмосфера! Наверное, дело в разных методах борьбы с джиттером (данные, которые поступают по LAN с внешнего сервера, уж точно обрабатываются иначе), но гадать не буду – мне достаточно и того, что SC-LX801 показал себя как первоклассный сетевой плеер.




С оптического входа, к которому мы подключили CD-проигрыватель, аппарат продемонстрировал ровный ясный звук с явной материализацией виртуальных образов. С коаксиального получился сравнимый результат, но с чуть более темпераментной динамикой. С аналогового линейного (все тот же CD-проигрыватель) – совсем иная трактовка. Средний регистр зазвучал чуть живее и гармонически открылся лучше, но на краях диапазона возникли небольшие проблемы: бас стал чуть попроще на динамику, а в верхнем спектре стали заметны сибилянты. Ни то, ни другое как недостатком не считаю – некоторым вокальным фонограммам именно такая трактовка бывает полезнее.

Теперь давайте подведем итоги. Главную претензию адресуем… красивому приложению Pioneer для iPad, в частности, к организации плейлистов и навигации. Чтобы послушать после ABBA, скажем, ZZ Top, при каждом выходе из папки в общий каталог, приходится пролистывать список от «А» до «Z». Логичнее его было бы где-нибудь зафиксировать или отображать постоянно.

А к звучанию претензий нет – лишь мелкие придирки. Скажу больше: о точности и честности воспроизведения любой аудиотехники (независимо от типа, функционала, числа каналов и т. д.) стоит судить лишь тогда, когда она не навязывает собственный звук и может показать во всех тонкостях специфику любых подключенных компонентов. Pioneer SC-LX801, если его грамотно сконфигурировать, этим даром обладает. Вот поэтому его и стоит однозначно записать в категорию «настоящего Hi-Fi», пусть даже он и предназначен для других целей.

СИСТЕМА

  • Источники
    •    CD-проигрыватель Linn Ikemi
    •    NAS-хранилище и флеш-накопитель USB 2.0
  • Акустические системы Harbeth P3 ESR, Dynaudio Special 25
  • Кабели:
    •    оптический Oehlbach XXL Series 80
    •    межблочные и коаксиальные Accuphase Super Refined Cable SLC-10
    •    акустические Furutech Alpha S-25
    •    сетевые Furutech Power Reference, Furutech FP-α3

Pioneer SC-LX801

Производитель: Onkyo & Pioneer Corporation (Япония)

Входы: 8 HDMI, 2 Video Composite, 2 Video Component, RCA Phono (MM), 6 RCA, 3 TOSLink, 2 Coax, 2 USB Type A, LAN || Выходы: 2 HDMI, Video Component, RCA Zone 2/3, многоканальный Pre Out 7.2.4, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: DTS Play-Fi, FlareConnect, AirPlay (WiFi 2,4/5 ГГц), A2DP/AAC Bluetooth 4.1 || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD 2.8/5.6/11.2 МГц || Количество усилителей мощности: 9 || Выходная мощность (в один канал): 200 Вт (8 Ом, 1% искажений) || Суммарная выходная мощность: 810 Вт (8 Ом, 1% искажений) || Габариты: 435 х 185 х 441 мм || Масса: 18,1 кг || Цена: 184 990 руб.



Источник: salonav.com, март 2018, Руслан ТАРАСОВ

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Москва
+7(495)127-05-51
Доставляем товары по всей России