Поделиться с друзьями
Статьи: Тест FOCAL Chora 806
Подробный обзор FOCAL Chora 806

Сегодня мы провели прослушивание флагманской модели акустики D11 из новой серии Demand от американской компании Definitive Technology. Само название серии переводится как «требовать». Насколько реалии соответствуют амбициозному названию акустической серии, заявленному разработчиками под руководством Кена Ишеваты, мы и предлагаем Вам узнать из этого материала.


Выход из класса

С новой серией Chora мы уже успели познакомиться, послушав напольные 826-е. Единственные в линейке полочники не отличаются от них ни стилем, ни оформлением, поэтому не будем повторяться насчет дизайна. Лучше поговорим о другом.

Итак, эта акустика сделана во Франции. Производитель уверяет, что французскими в новых АС является все: корпуса, драйверы, даже отдельные детали. Теперь вопрос: много ли вы знаете европейских колонок уровня Hi-Fi, но ценой чуть больше 500 евро за пару, которые были бы также полностью изготовлены в Старом свете, а не в Азии, где рабочая сила раз в пять-десять дешевле? Лично мне в голову не приходит ни одного примера. Либо Focal сделала какое-то технологическое открытие, позволившие ей выпускать колонки с минимальными трудозатратам, либо в Chora скрыты какие-то экономичные решения. Поскольку имеющееся на официальном сайте техническое описание не сообщает подробностей о конструкции, мы решили, что проведем тест лишь после того, когда сами увидим, как и из чего сделаны французские новинки. И вот что мы увидели, когда сняли закрепленное на двухстороннем скотче обрамление мидбасовой головки и вынули сам драйвер (крепится он, кстати, надежно – на шести винтах).

 

Корпуса – самые обычные, из плит MDF. Внутри вклеены угловые усилители. Имеется также силовая распорка с вырезом. Фасадная часть сделана из более толстой плиты. Звукопоглощение умеренное – на внутренние поверхности уложен слой синтепона толщиной в палец-два, причем в той области, на которою «смотрит» порт фазоинвертора, белую массу звукопоглотителя даже не поленились зачернить специальной краской.

Пищалка – с крупным ферритовым магнитом. Она отличается от драйвера TNV, который применялся в серии Chorus, но идентична более продвинутому твитеру TNF от Focal Aria, так что новой французскую головку тоже не назовешь. У той вогнутый купол из алюминий-магниевой фольги на пороновом подвесе размещается открыто, а здесь закрыт несъемной стальной сеткой.

Диффузор выполнен из инновационного термопластичного полимера с углеродными волокнами. В авиа- и автоиндустрии он называется CFRP, но инженеры Focal разработали собственную формулу.

Зато корзина мидбасовика точь-в-точь как у «арийных» головок – помечена клеймом Made in France, имеет акустически прозрачную ажурную конструкцию, отлита из материала Zamac и покрыта эмалью, которая наверняка выполняет и защитные функции, и гасит структурные призвуки. Диффузор – 16,5-сантиметровый Slatefiber с выпуклым центральным колпачком – такой же, как у среднечастотника на Chora 826. Диффузор выполнен из инновационного термопластичного полимера с углеродными волокнами. В авиа- и автоиндустрии он называется CFRP, но инженеры Focal разработали собственную формулу композита с большей концентрацией легких карбоновых волокон, которые к тому же имеют определённую направленность для лучшего внутреннего демпфирования.

Судя по набору элементов (две катушки «на воздухе» плюс еще одна побольше на сердечнике, один пленочный и один неполярный конденсатор, три сопротивления с маркировкой Focal), разделительные фильтры явно не простые – минимум второго порядка с цепями компенсации. Но подключение к усилителю выполняется только по однополосной схеме, без бай-варинга.

Теперь, когда о конструкции Chora 806 известно почти все, больше не нужно гадать, как инженерам удалось поместить в малобюджетный сегмент довольно солидную по факту модель. Во-первых, за счет частичной унификации комплектующих. Во-вторых, путем компьютерной оптимизации корпусов, на которых ушло минимум материалов, но при этом они прочны и на удивление нейтральны по своим акустическим свойствам. В-третьих, за счет тех самых высокотехнологичных композитов – исследования перспективных «сэндвичей» для топовых моделей, которые безостановочно проводились в лабораториях Focal последние десять-пятнадцать лет, дали инженерам-акустикам столько научных и практических данных, что создать недорогой и эффективный Slatefiber, полагаю, для них труда не составило. Добавляем к этому и расположенные рядом отлаженные производственные линии. Такая централизация позволяет компании делать свои уникальные комплектующие и на их базе создавать акустику c беспрецедентным value for money.

Теперь, когда о конструкции Chora 806 известно почти все, больше не нужно гадать, как инженерам удалось поместить в малобюджетный сегмент довольно солидную по факту модель.

К слову, к Chora 806 заодно были разработаны и специальные подставки, придающие системам небольшой наклон для лучшего временного согласования полос (как в системах с Time Allignement). В нашем распоряжении этих стоек не было, поэтому мы сначала послушали акустику на стандартных стендах без наклона, а затем – с проставками под переднюю часть корпуса. Также мы попробовали колонки в нескольких тестовых трактах: с простым бюджетным интегральником, с более дорогим цифровым и даже в чисто аналоговом.



  

Мы уже знаем по Chora 826, что акустика на динамиках из Slatefiber больше других нуждается в прогреве. Но в отличие от классических бумажных или современных металлических головок, которые входят в свои рабочие параметры постепенно и порой очень долго, колонки на новых композитных драйверах поначалу звучат неважно, а затем буквально скачком обретают певучесть. То же самое повторилось и с 806. Достали из коробок, подключили и… зажатая середина, гулкие призвуки, лишенный текстуры бас… Но не прошло и трех часов, как саунд изменился радикально.

Даже с недорогим усилителем двухполосная Chora звучит как серьезная акустика из добротного среднебюджетного Hi-Fi. Динамический почерк сильный, размашистый и свободный. Бас, освободившись после разминки от призвуков «пластиковой бочки», подается глубоко и мощно. Детализация в середине и близлежащих областях не слишком акцентированная, но зато и общая картинка без «мусора», а звуковые образы цельные и внятные. С дальнейшим прогревом уходит также легкая колкость на ВЧ, а пространственная картинка обрастает деталями.

Не могу сказать, что этим системам хватит и недорогого усилителя. Контроль баса все-таки слегка ослаблен (энергетики много, а подробностей маловато), а все, из чего состоит стереосцена, вырисовывается немного укрупненно. Но есть самое важное – музыкальный баланс. Причем он почти образцовый, как у гораздо более дорогих линеек Focal. Даже поразительно, как в компании добиваются этой тональной идентичности в акустике, которая отличается ценой почти в десятки раз! Современный «фокаловский» почерк и в Chora узнается сразу, а уступка тем же Kanta или Sopra проявляется только в количестве тонких гармонических нюансов.

К важным пользовательским плюсам новых моделей отнесу лояльность к расстановке. Их можно ставить как угодно – например, с компактной базой, чтобы получить лучший фокус мнимых источников, или, наоборот, широко, ради усиления масштаба. Хотите выделить все планы и глубину в сцене – размещайте мониторы поближе к точке прослушивания и сами отодвигайтесь от стены. А если надо получить «силовую» отдачу в басовой области – придвигайте их ближе к стене. Обычно полочники дают линейность и правильное стереофоническое 3D лишь в каком-то одном выверенном положении, а для Chora все варианты рабочие, хотя это не означает, что 806-е можно ставить как попало – все равно надо немного повозиться с поиском оптимальных точек и углов. На замену акустического кабеля акустика тоже реагирует очень чутко, что за бюджетными моделями водится редко.

Новые полочники буквально раскрыли нижний регистр: они не добавили «мяса» или «жира», а просто вытянули на свет всю конкретику и все пикантные нюансы.

Бывает, что АС на композитных головках и с металлическими пищалками неважно сочетаются с ШИМ-усилителями, но Chora 806 образовала отличный дуэт с цифровым сетевым интегральником Denon PMA-150H. Причем сразу отпали все вопросы к басу и к микродинамической проработке. Новые полочники буквально раскрыли нижний регистр: они не добавили «мяса» или «жира», а просто вытянули на свет всю конкретику и все пикантные нюансы. Исчезли гулкие оттенки, обогатились послезвучия, панч и верхний бас стали более выверенными и естественными, а со стороны самых низких частот появилась капитальная поддержка. Изменения в сцене тоже имели конкретный характер – никакой растворенности, раздвоенности и прочей двусмысленности. Более всего радовало, что всю эту прибавку в разрешении акустика дала без какого-то насилия над нашим слухом – звук остался очень комфортным для восприятия.


   

Вывод

Первые признаки того, что Chora 806 является «узким местом», появились лишь после включения ее в аудиофильский аналоговый тракт на очень дорогих компонентах. В каких-то момента мониторы могли слегка недоработать «воздух» и тающие шумовые шлейфы, упростить совсем мелкие инструментальные детали и одновременно подчеркнуть огрехи старых аналоговых записей. Но при этом они очень аккуратно обращались с голосом, не подкрасив ни одной форманты или сибилянта, не затушевали ни один динамический контраст и в целом очень достоверно показывали акустическую атмосферу любой площадки, студии или концертного зала, где производилась запись. Так что даже такой неравноценный эксперимент показал интересные результаты. С проигрывателем винила Chora 806 зазвучали гладко, объемно и тембрально очень насыщенно. Они педантично и очень показательно выстроили все образы в сцене. Им порой не хватало живого тепла или материальности, но к их локализации и эшелонированию придраться было невозможно. Пусть все и воспроизводилось немного технично, но не было даже намека на недостоверность или приукрашивание!

С проигрывателем винила Chora 806 зазвучали гладко, объемно и тембрально очень насыщенно. Они педантично и очень показательно выстроили все образы в сцене.

Подытожим. По всем базовым критериями (охват частотного диапазона, линейность, динамика, пространственная точность) у 806-х проблем в своей ценовой категории, считай, нет. Из всей известной нам недорогой акустики Chora 806 самым деликатным образом подходят к любому проигрываемому материалу, не навязывая своей трактовки. Вдобавок они универсальны и несут в себе культуру звучания, близкую к студийной. Такое звучание могут критиковать только меломаны с испорченным слуховым восприятием.

Похоже, Focal выпустила акустику, которую надо относить к новому поколению не только в рамках ее модельного ряда, а вообще – в масштабах всей индустрии Hi-Fi. Жаль, что у редакции нет награды «Очень удачная покупка», Chora 806 вполне бы ее заслужила.

Достоинства
Охват частотного диапазона, линейность, динамика, пространственная точность и универсальность
Недостатки
Критичных недостатков не обнаружено

Источник: www.salonav.com, 9 декабря 2019  г., текст: Руслан Тарасов

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению