Стоимость High End компонентов не принято соотносить с их габаритами, если, конечно, речь не идет о грандиозных усилителях мощности. Мы же понимаем, что самая что ни на есть аудиофильская элементная база и уникальные схемотехнические решения вполне могут умещаться и в корпусах стандартных или даже меньших размеров.
С акустикой иначе. Если на стойки выставляются компактные двухполосные мониторы референсного класса с ценником более 5000 долларов за пару, то у подавляющего большинства тут же возникает недоумение: а почему так дорого? С напольной акустикой принцип соразмерности с ценой, как ни странно, проявляется еще заметнее – небольшие, но дорогостоящие модели редко просят включить для прослушивания даже ради праздного интереса, зато на самые внушительные системы меломаны раскошеливаются иногда и без демонстрации. Чистая психология – достаточно увидеть, что платишь за что-то значительное и вопрос адекватности покупки вроде как закрывается сам собой.
Капитально задемпфированные корпуса с изогнутыми и сужающимися к задней панели боковинами покрыты натуральным шпоном, лаком и идеально отполированы.
Производители колонок обычно считаются с этим. Но в DALI решили рискнуть. Когда пришло время снимать с производства грандиозные MegaLine, компания не стала делать новые эпические башни, а выдвинула на флагманские позиции новую линейку Epicon с моделями традиционной конструкции. Полагаю, датчане исходили из того, что на европейском рынке и особенно в Японии требовательные аудиофилы интересуются не только многополосными гигантами, но и серьёзными моделями среднего и даже компактного калибра.
Получилось? Те пять лет, что уже прошли с момента выхода линейки Epicon, показали, что интерес к небольшим «топам» действительно есть – все представленные в серии модели собрали немало хороших отзывов и получили разные награды от специализированной прессы, а старшая даже была удостоена приза EISA. Вот только в Россию, если верить дилерам, самый продвинутый товар от Danish Audiophile Loudspeaker Industries, как говорится, «не зашел». Это блюдо высокой кухни просто не распробовали – и, видимо, как раз потому что и не пытались.
Примечательно, что Epicon 6 не является ни трех-, ни четырехполосной системой. Ее формула задана как 2,5 + 0,5.
Мы решили восполнить пробел и взяли для прослушивания самые компактные «башни» серии Epicon. Да, цена – как у небольшого автомобиля, а стиль исполнения напоминает дорогущие украшения интерьера. Но взгляните, до чего ж умно и изящно они сделаны. Капитально задемпфированные корпуса с изогнутыми и сужающимися к задней панели боковинами покрыты натуральным шпоном, лаком и идеально отполированы. Сложная тыловая часть, плавно переходящая в платформу, выглядит солидно и необычно не только сама по себе – она заодно обеспечивает дополнительную виброразвязку всех элементов акустического оформления и кроссоверной секции. Ровно напротив басовых головок в тыльной части отформованы раструбы фазоинверторов, а снизу смонтирован основательный бай-вайринговый терминал для акустических кабелей. Верхняя панель — с наклоном вперёд, чтобы устранить «органный» резонанс. Внушительно выглядит и массивная передняя плита с драйверами, и само основание, которое из-за немалой ширины может доставить некоторые проблемы при инсталляции в небольшом помещении, зато обеспечит максимальную устойчивость. О сложности конструкции говорят два интересных факта: лицевой щит сделан из двух слоев MDF разной толщины, а задний – из шести! Добавьте теперь изысканную отделку, которая выполняется вручную датскими мастерами, и станет ясно, почему «Эпиконы» столь недешевы.
Хотя в описании к этим моделям частенько повторяется слово «революционные», многие инженерные решения обкатывались на прежних сериях DALI – в частности, в Helicon, Euphonia и уже упомянутых MegaLine. Это тоже, согласитесь, серьезный плюс – все инновационные фишки приобретают ценность лишь после того, когда их доводят до ума. Те же драйверы в Epicon 6 (кстати, собственного производства) – продукт тщательной многолетней оптимизации. Магнитные системы, например, спекаются из особого компаунда SMC, который обеспечивает более стабильный магнитный поток в зазоре. Компьютерными средствами драйвер оптимизирован так, чтобы снизить влияние и трех других факторов, вызывающих искажения – вихревых токов, гистерезиса и изменения индуктивности звуковой катушки на разных частотах. Диффузоры басовиков делаются, как и прежде, из особой целлюлозной массы с древесными волокнами. Но теперь её пропитывают по новой технологии и защищают более стойким наружным покрытием. Так же можно охарактеризовать и гибридный ВЧ-модуль, состоящий из мягкого купола и ленточного излучателя, зафиксированных на едином металлическом фланце – они тоже результат длительных экспериментов DALI с супертвитерами.
Акустика легко берется воспроизводить звуки, которые под силу только сабвуферам, удивляет динамическим напором ударных и вполне колоритно “отрисовывает” рельеф бас-гитары.
Примечательно, что Epicon 6 не является ни трех-, ни четырехполосной системой. Ее формула задана как 2,5 + 0,5. Нижняя половина полосы образуется как обычно – одним из 17-сантиметровых басовиков, работающим в суженном диапазоне для поддержки самых низких частот (тогда как второй берет на себя весь диапазон до точки раздела с пищалкой). А еще пол-полосы образует супертвитер, который подключается с 10 кГц и часть диапазона отыгрывает параллельно с основной пищалкой, а затем уходит в отрыв вплоть до 30 кГц. Инженеры посчитали, что в принудительном ограничении диапазона для текстильного купола вреда будет больше, чем плюсов, и поэтому постарались добиться от излучателей разного типа требуемого согласования по фазе.
По тестам усилителей Naim со старшими Epicon 8 я уже знал, что это дало на практике: потрясающую информативность верхнего регистра. Те воздушные нюансы, которые проскакивали в хорошо известных записях, но не до конца определенные и узнаваемые, обрели ясность и смысл. Это не имело ничего общего с техничной супердетализацией, которую дают иные контрольные мониторы – как раз напротив, воспроизведение осталось комфортным и естественным. Впрочем, существенный вклад в такой характер воспроизведения внесли и электронные компоненты Quad Artera – образцовые в плане нейтральности. В подаче не чувствовалось вообще никакой “отсебятины” или подкраски!
Сильной стороной Epicon 6 является и басовая трактовка. Акустика легко берется воспроизводить звуки, которые под силу только сабвуферам, удивляет динамическим напором ударных и вполне колоритно “отрисовывает” рельеф бас-гитары. К линейности в нижней полосе не придерешься. Да и в какой-то расслабленности (как и в излишней зажатости) воспроизведения баса нашу пару не упрекнуть – он передается не заторможенно, с увесистым материальным толчком и подробным шлейфом послезвучий.
Локализация точна, объемная сцена получается даже при относительно узкой расстановке систем, хорошо выражена глубина по всем планам.
Но больше всего запомнилась пластика в среднем регистре. Даже у старшей модели она была выражена не в такой явной степени, как у «шестерки». Передача голосов свободная и чистая. Тембры раскрыты и сбалансированы. Единственное, что немного напрягало в тональной трактовке – более яркая чем следовало бы подача верхней середины, которая нередко вызывается недостаточно точной стыковкой головок и разделительных фильтров. Но в данном случае она была на совести кабеля. После замены Chord Clearway на Atlas Ascent с проводниками из меди PC-OCC звучание в заметной мере разгладилось. Правда, с этим кабелем слегка ослабла музыкальная выразительность и на краях диапазона.